Физическая активность как превентивная стратегия при депрессивных расстройствах

30 січня 2019 о 11:22

Депрессия и физическая активность: поиск вектора взаимосвязи

За последние десятилетия множество исследований были посвящены изучению позитивной взаимосвязи между повышением уровня физической активности и сокращением риска развития клинической депрессии. Тем не менее до настоящего времени оставался актуальным вопрос о том, действительно ли физическая активность снижает риск возникновения депрессии или депрессивные расстройства приводят к снижению физической активности индивида. В недавней работе, проведенной научными сотрудниками Массачусетской больницы общего профиля (Massachusetts General Hospital), США, был применен исследовательский подход, позволивший получить убедительные доказательства позитивного влияния физической активности в качестве стратегии, препятствующей развитию депрессивных расстройств. Статья по материалам исследования была опубликована онлайн в издании «JAMA Psychiatry» 23 января 2019 г.

Генетическая верификация межфакторной взаимосвязи и клинического результата

В двунаправленном исследовании авторы применили метод рандомизации Менделя, позволяющий оценить генные вариации для изучения влияния негенетических факторов в подходе, отличающемся от традиционного. В указанном методе вариации генов изучаются по принципу естественного эксперимента, в котором анализируются более высокие или более низкие уровни фактора, такого как физическая активность. При этом берется во внимание тот факт, что оцениваемые показатели связаны с вариантами унаследованных генов. Однако генетические варианты распределяются в популяции случайным образом, в отличие от воздействия внешних факторов. Так, относительно случайный характер наследования изучаемых генетических вариантов позволяет более достоверно судить о характере факторной взаимосвязи, в частности между физической активностью и депрессией. Кроме того, данный подход позволяет также определить, какая из двух черт является фактической причиной: если уровни черты A влияют на уровни черты B, но уровни черты B не влияют на уровни черты A, это означает, что черта A служит причиной формирования черты B, но не наоборот.

В ходе работы учеными была проведена идентификация генетических вариантов, основываясь на результатах крупномасштабных исследований по изучению геномных взаимосвязей (Genome-Wide Association Studies — GWAS), в отношении показателей физической активности и депрессии. Результаты GWAS для физической активности были доступны для двух разных измерений: на основе самоотчетов участников о физической активности (по данным 377 тыс. добровольцев) и с учетом объективных показателей акселерометров, которые были предоставлены в пользование более 91 тыс. участников исследования. Оценка GWAS показателей депрессии основывалась на данных более чем 143 тыс. добровольцев.

Результаты рандомизированного исследования показали, что уровень физической активности, измеренный объективно, действительно служит фактором профилактики риска развития клинической депрессии. Объясняя различия между достоверностью двух методов оценки физической активности, авторы предположили возможность влияния не только погрешностей памяти или желания участников представить себя позитивно, но и тем фактом, что объективные показания акселерометров охватывают разные сферы активности, а не только запланированные действия. В то же время проведенный анализ не выявил причинно-следственной факторной взаимосвязи в обратном направлении — между наличием депрессии и снижением физической активности.

Выводы и перспективы практического применения результатов

Комментируя работу, ведущий автор работы, доктор психологии Кармел В. Чой (Karmel W. Choi), представляющая отделение психиатрии и генетики нейроразвития Центра геномной медицины Массачусетской больницы общего профиля, отметила: «Используя генетические данные, мы получили доказательства того, что более высокий уровень физической активности может способствовать снижению риска развития депрессии. Знание того, действительно ли факторная взаимосвязь определяет клинический результат, крайне важно, поскольку позволяет обоснованно разрабатывать и инвестировать превентивные стратегии, которые в действительности эффективны».

В заключение ученые подчеркнули необходимость дальнейших более углубленных исследований в поиске возможностей наиболее оптимальной адаптации рекомендаций по физической активности для лиц с различными профилями риска. В настоящее время исследователи сосредоточены на обосновании рекомендаций по физической активности для лиц с генетической предрасположенностью к развитию клинической депрессии и для людей, переживающих серьезные стрессовые ситуации.

• Choi K.W., Chen C.-Y., Stein M.B. et al. (2019) Assessment of bidirectional relationships between physical activity and depression among adults. JAMA Psychiatry, Jan. 23 [Epub. ahead of print].
  • Massachusetts General Hospital (2019) Physical activity as a preventive strategy against depression: Genetic data suggests physical activity can protect against the risk of depression. ScienceDaily, Jan. 23.