Украинский Медицинский Журнал
Издательство МОРИОН АПТЕКА online Компендиум Клиническая онкология Работа в медицине и фармации
Украинский Медицинский Журнал
  • Головна
  • Новини
  • Електронна публікація
  • Свіжий номер
  • Архів
  • Автори
  • Фахові заходи
  • Організації
  • Освіта
  • Протоколи та керівництва
  • Інформація про видання
  • Вимоги до авторів
  • Рубрики
    • Академія — дистанційна освіта on-line
    • Актуально
    • Випадок з практики
    • Доказова медицина
    • Історія медицини
    • Клінічні випробування
    • Лікарю-практику
    • Медична етика
    • Медичне право
    • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
    • На стику спеціальностей
    • Належна клінічна практика
    • Наукові дискусії
    • Організація охорони здоров'я
    • Оригінальні дослідження
    • Події та коментарі
    • Редакційна інформація
    • Рецензії
    • Стандарти та протоколи
    • Фармакоекономіка
    • Фахові заходи
  • Спеціальності
    • Акушерство та гінекологія
    • Алергологія та пульмонологія
    • Ангіологія
    • Андрология
    • Анестезіологія та інтенсивна терапія
    • Гастроентерологія
    • Генетична та регенеративна медицина
    • Дерматологія та венерологія
    • Електрофізіологія
    • Ендокринологія
    • Епідеміологія
    • Імунологія
    • Інструментальна діагностика
    • Інфекційні хвороби
    • Кардіологія, ревматологія
    • Медицина невідкладних станів
    • Медичне право
    • Наркологія
    • Невідкладна допомога
    • Неврологія та психіатрія
    • Нейрохірургія
    • Неонатологія
    • Нефрологія та урологія
    • Онкологія, гематологія
    • Організація охорони здоров'я
    • Ортопедія та травматологія
    • Оториноларингологія
    • Офтальмологія
    • Педіатрія
    • Променева діагностика
    • Профілактична медицина
    • Радіаційна медицина, радіологія
    • Реабілітація
    • Реанімація
    • Сімейна медицина
    • Стоматологія
    • Терапія, загальна практика
    • Фармакоекономіка
    • Фармакологія
    • Флебология
    • Фтизіатрія
    • Фтізіатрія
    • Функціональна діагностика
    • Хірургія
  • Головна
  • Новини
  • Електронна публікація
  • Свіжий номер
  • Архів
  • Автори
  • Фахові заходи
  • Організації
  • Освіта
  • Протоколи та керівництва
  • Інформація про видання
  • Вимоги до авторів
  • Рубрики
    • Академія — дистанційна освіта on-line
    • Актуально
    • Випадок з практики
    • Доказова медицина
    • Історія медицини
    • Клінічні випробування
    • Лікарю-практику
    • Медична етика
    • Медичне право
    • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
    • На стику спеціальностей
    • Належна клінічна практика
    • Наукові дискусії
    • Організація охорони здоров'я
    • Оригінальні дослідження
    • Події та коментарі
    • Редакційна інформація
    • Рецензії
    • Стандарти та протоколи
    • Фармакоекономіка
    • Фахові заходи
  • Спеціальності
    • Акушерство та гінекологія
    • Алергологія та пульмонологія
    • Ангіологія
    • Андрология
    • Анестезіологія та інтенсивна терапія
    • Гастроентерологія
    • Генетична та регенеративна медицина
    • Дерматологія та венерологія
    • Електрофізіологія
    • Ендокринологія
    • Епідеміологія
    • Імунологія
    • Інструментальна діагностика
    • Інфекційні хвороби
    • Кардіологія, ревматологія
    • Медицина невідкладних станів
    • Медичне право
    • Наркологія
    • Невідкладна допомога
    • Неврологія та психіатрія
    • Нейрохірургія
    • Неонатологія
    • Нефрологія та урологія
    • Онкологія, гематологія
    • Організація охорони здоров'я
    • Ортопедія та травматологія
    • Оториноларингологія
    • Офтальмологія
    • Педіатрія
    • Променева діагностика
    • Профілактична медицина
    • Радіаційна медицина, радіологія
    • Реабілітація
    • Реанімація
    • Сімейна медицина
    • Стоматологія
    • Терапія, загальна практика
    • Фармакоекономіка
    • Фармакологія
    • Флебология
    • Фтизіатрія
    • Фтізіатрія
    • Функціональна діагностика
    • Хірургія
  • Рубрики
  • Спеціальності
  • Академія — дистанційна освіта on-line
  • Актуально
  • Випадок з практики
  • Доказова медицина
  • Історія медицини
  • Клінічні випробування
  • Лікарю-практику
  • Медична етика
  • Медичне право
  • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
  • На стику спеціальностей
  • Належна клінічна практика
  • Наукові дискусії
  • Організація охорони здоров'я
  • Оригінальні дослідження
  • Події та коментарі
  • Редакційна інформація
  • Рецензії
  • Стандарти та протоколи
  • Фармакоекономіка
  • Фахові заходи
  • Акушерство та гінекологія
  • Алергологія та пульмонологія
  • Ангіологія
  • Андрология
  • Анестезіологія та інтенсивна терапія
  • Гастроентерологія
  • Генетична та регенеративна медицина
  • Дерматологія та венерологія
  • Електрофізіологія
  • Ендокринологія
  • Епідеміологія
  • Імунологія
  • Інструментальна діагностика
  • Інфекційні хвороби
  • Кардіологія, ревматологія
  • Медицина невідкладних станів
  • Медичне право
  • Наркологія
  • Невідкладна допомога
  • Неврологія та психіатрія
  • Нейрохірургія
  • Неонатологія
  • Нефрологія та урологія
  • Онкологія, гематологія
  • Організація охорони здоров'я
  • Ортопедія та травматологія
  • Оториноларингологія
  • Офтальмологія
  • Педіатрія
  • Променева діагностика
  • Профілактична медицина
  • Радіаційна медицина, радіологія
  • Реабілітація
  • Реанімація
  • Сімейна медицина
  • Стоматологія
  • Терапія, загальна практика
  • Фармакоекономіка
  • Фармакологія
  • Флебология
  • Фтизіатрія
  • Фтізіатрія
  • Функціональна діагностика
  • Хірургія
Реклама у номері 6(1) (140) – XI/XII 2020
  • Всі новини
2018-10-26 :
  • Лікарю-практику

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: как оптимизировать обучение детей?

Савельева-Кулик Н.А.

  • Редакция «Украинского медицинского журнала»

Резюме. Представлены рекомендации по адаптации детей к обучению в школе

Актуальность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — неврологическое поведенческое расстройство, проявляющееся трудностями концентрации внимания, плохо управляемой импульсивностью и гиперактивностью. В недавнем исследовании представлены наиболее обоснованные рекомендации относительно возможностей адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к условиям обучения в школе. Цель указанных рекомендаций — оптимизировать коррекционные вмешательства по улучшению самочувствия и академической успешности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Материалы и результаты исследования

В исследовании под руководством научных сотрудников Университета Эксетера (University of Exeter), Великобритания, при сотрудничестве их коллег из Университетского колледжа в Лондоне (University College London), Великобритания, представлен систематический обзор по оценке всех доступных данных относительно возможностей немедикаментозной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к обучению в школе. В статье, опубликованной в издании «Review of Education», сообщается о том, что вмешательства, включающие индивидуальную поддержку и концентрацию на методиках саморегуляции, способствуют значительным улучшениям академической успешности таких учащихся. По актуальным данным статистики, синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается у около 5% детей. Таким образом, в большинстве классов может обучаться по меньшей мере один ребенок с подобными особенностями развития. Пребывание в школьной обстановке для таких детей может быть сопряжено с определенными трудностями, поскольку требует усилий в сосредоточении внимания, усидчивости и контроля импульсов в гораздо большей мере по сравнению с привычной средой. Трудности, с которыми сталкиваются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, также косвенным образом затрагивают их окружение — учителей и сверстников.

Результаты ранее проведенных исследований позволяют утверждать, что терапия указанных состояний эффективна, однако может быть не приемлема для отдельных детей и их семей.

В новой работе была проведена оценка 28 рандомизированных исследований, сосредоточенных на изучении эффективности нефармакологических вмешательств, направленных на адаптацию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к обучению в школе. В представленном метаанализе оценивались различные компоненты тех или иных вмешательств для того, чтобы установить достоверность наиболее эффективных из них. Анализируемые в работе исследования имели качественные различия дизайна, что вносило определенные ограничения в достоверность результатов. Тем не менее основным выводом, на котором остановились авторы настоящей работы, стало заключение о том, что важными аспектами эффективности интервенций по улучшению академической успешности детей являются сосредоточенность на моделях саморегуляции и проведение индивидуальных сессий в формате индивидуального обучения.

Саморегуляция достаточно сложна для детей с трудностями контроля импульсов и сосредоточения внимания. Основной задачей для них является обучение пониманию того, как они себя чувствуют, выявлению триггеров и избеганию их, если это возможно, а также умению останавливаться и думать, прежде чем отвечать. Это намного сложнее для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, чем для большинства их сверст­ников, однако это — навыки, которым можно обучать и учиться. Кроме того, исследователями было представлено несколько обнадеживающих доказательств в пользу эффективности ежедневных самоотчетов. В рамках указанной методики ежедневный перечень потенциальных целей составляет содержание карты, которую ребенок заполняет в течение дня, находясь в школе или дома. Однако количество исследований, рассматривающих эффективность применения данной методики, было недостаточным для достоверного обоснования, а результаты нередко были противоречивы. Тем не менее исследователи отметили, что применение методики ежедневных самоотчетов относительно доступно в экономическом отношении и практическом исполнении, предлагая возможности вариаций при удовлетворении индивидуальных потребностей ребенка.

Выводы

В заключение Тэмсин Форд (Tamsin Ford), профессор детской психиатрии Медицинской школы Университета Эксетера (University of Exeter Medical School), Великобритания, отметила: «Каждый ребенок уникален. Поэтому в решении вопроса адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не может существовать единого подхода. И все же проведенные исследования демонстрируют убедительные доказательства того, что немедикаментозные формы вмешательств могут быть успешны в решении задач, связанных с улучшением академической успешности и другими нюансами социальной интеграции таких детей. Действительно необходимы дальнейшие исследования этого вопроса. Однако уже сейчас можно рекомендовать применение методик ежедневных самоотчетов и развитие способностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к саморегуляции эмоциональных состояний. При этом следует помнить о том, что указанные подходы наиболее эффективны в формате индивидуального обучения».

  • Moore D., Russell A., Ford M.J. et al. (2018) School-based interventions for attention-deficit/hyperactivity disorder: a systematic review with multiple synthesis methods. Rev. Educ., Oct. 19 [Epub. ahead of print].
  • University of Exeter (2018) How schools can optimize support for children with ADHD. ScienceDaily, Oct. 19.

Наталья Савельева-Кулик

Коментарі
Без коментарів » Додати свій
Залишити коментар

Якщо ви помітили помилку, виділіть текст з помилкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це.
Ключові слова:
академическая успешность, гиперактивность, импульсивность, индивидуальный подход в обучении, концентрация внимания, методики саморегуляции, синдром дефицита внимания и гиперактивности, усидчивость, эмоциональные состояния
Спеціальності:
Неврологія та психіатрія
Перегляди: 791
Украинский медицинский журнал

Видавництво «Моріон»
Редакція і видавництво: 02140, г. Київ, просп. Бажана 10А
Тел : +380 (44) 585-97-10

Спеціалізоване медичне онлайн-видання для лікарів, молодих фармацевтів, студентів медичних і фармацевтичних вишів.
Обмеження відповідальності

Издательство МОРИОНmorion.ua АПТЕКА onlineapteka.ua Компендиум — справочник лекарств №1compendium.com.ua