Роль кишечной микрофлоры в развитии рассеянного склероза

22 жовтня 2018 о 14:02

Актуальность

Согласно современным представлениям, рассеянный склероз  — аутоиммунное заболевание центральной нервной системы, развивающееся у генетически предрасположенных лиц и, вероятно, обусловленное влиянием экологических триггеров. Механизмы действия аутоантигенов и других молекулярных агентов, вызывающих развитие аутоиммунных реакций, по-прежнему недостаточно изучены. Известно, что рассеянный склероз характеризуется поражением миелиновой оболочки нервных волокон головного и спинного мозга. Вероятно, по этой причине до настоящего времени усилия исследователей были сосредоточены, прежде всего, на изучении особенностей компонентов миелиновых структур.

В работе, представленной группой исследователей Цюрихского университета (University of Zurich), Швейцария, в рамках Программы приоритетных клинических исследований по изучению рассеянного склероза (Clinical Research Priority Program Multiple Sclerosis), обоснован новый взгляд на патогенез заболевания. Статья опубликована в издании «Science Translational Medicine» 10 октября 2018 г.

Материалы и результаты исследования

В своей работе авторы описывают механизм ответного взаимодействия между Т-лимфоцитами и протеином, называемым GDP-L-фукозасинтазой. Указанный фермент синтезируется как собственными клетками организма, так и клетками кишечной микрофлоры пациентов, с подтвержденным диагнозом рассеянного склероза. Изучив механизмы аутоиммунного процесса, ученые обосновали мнение, согласно которому иммуноциты проходят активацию на уровне желудочно-кишечного тракта, после чего мигрируют в структуры центральной нервной системы, преодолевая гематоэнцефалический барьер и далее активируя каскад провоспалительных реакций при взаимодействии с целевым антигеном, синтезируемым клетками организма человека.

В целом результаты исследования позволяют утверждать, что в генетически детерминированной группе пациентов с диагнозом рассеянного склероза кишечный микробиом может играть гораздо более существенную роль в патогенезе указанного заболевания, чем предполагалось ранее. Кроме того, исследователи выразили надежду на то, что полученные данные смогут послужить основой разработки новых терапевтических моделей. В частности, перспективу дальнейших исследований авторы видят в проведении всестороннего дискретного анализа иммуноактивных компонентов GDP-L-фукозасинтазы, применяя ранее апробированный практический подход в терапии заболевания. Указанный клинический подход основан на заборе крови пациента с последующим формированием клеточных комплексонов, включающих иммуноактивные протеиновые фрагменты на поверхности эритроцитов. После реинфузии крови такие комплексоны в составе форменных элементов способствуют модуляции иммунного ответа организма, формируя толерантность к аутоантигенам. По словам авторов, данный терапевтический подход позволяет осуществлять целенаправленную терапию при аутоиммунном заболевании, исключая развитие серьезных побочных эффектов.

Выводы

Подводя итоги, руководитель научного проекта Мирея Соспедра (Mireia Sospedra) отметила, что разработанный клинический подход оказывает целенаправленное воздействие на аутореактивные иммунные клетки. Эта особенность радикально отличает его от других методик, предполагающих, в основном, супрессию иммунной системы организма, значимое ослабление реактивности и высокую вероятность развития неблагоприятных побочных эффектов, несмотря на эффективность регресса первичного патологического процесса в организме пациента.

• Planas R., Santos R., Tomas-Ojer P. et al. (2018) GDP-l-fucose synthase is a CD4 T cell–specific autoantigen in DRB3*02:02 patients with multiple sclerosis. Sci. Transl. Med., Oct. 10 [Epub. ahead of print].
  • University of Zurich (2018) Link between gut flora and multiple sclerosis discovered. ScienceDaily, Oct. 11.