Опухоли мозга: новый шаг в терапии глиобластом

17 серпня 2018 о 14:52

Актуальность

Глиобластома — одна из наиболее агрессивных злокачественных опухолей головного мозга, ассоциируется с неблагоприятным прогнозом и низкой выживаемостью пациентов. Ранее было известно, что стволовые клетки опухолевой ткани обусловливают агрессивный рост глиобластомы. Учитывая это, отдельные исследователи выдвинули гипотезу, что стимуляция нейронной дифференциации может иметь потенциально терапевтический эффект.

Материалы и результаты исследования

В новом исследовании, проведенном научными сотрудниками Лидского университета (University of Leeds), Великобритания, описаны цитотоксические свойства низкомолекулярного KHS101, ранее охарактеризованного в качестве активатора дифференцировки нейронов. Эффекты цитотоксичности KHS101 отмечались в модели нескольких клеточных линий глиобластомы, полученных от пациентов с данным злокачественным заболеванием, что проявлялось в нарушениях клеточного метаболизма раковых клеток и активации процессов аутофагии. В ходе дальнейших этапов исследования в эксперименте in vivo показано, что введение KHS101 способствовало уменьшению роста опухолевого ксенотрансплантата глиобластомы, также повышая выживаемость лабораторных мышей.

Комментируя работу, руководитель исследования Хейко Вурдак (Heiko Wurdak) отметил, что на начальных этапах эксперимента применение KHS101 предполагало рассмотрение возможностей замедления роста опухолевой ткани. Однако итоговые результаты превысили первоначальные ожидания, выявив потенциал стимуляции механизмов аутофагии при введении низкомолекулярного KHS101. В частности, показано, что KHS101 оказывает деструктивное влияние на митохондрии опухолевых клеток, тем самым нарушая механизмы клеточного энергообразования и запуская процессы деградации опухолевой ткани. Важными свойствами соединения KHS101 является его способность преодолевать гематоэнцефалический барьер. При морфометрической оценке выявлено уменьшение размеров опухолевой ткани у лабораторных животных до 50% от первоначального объема, что привело к увеличению периода выживаемости основной группы по сравнению с животными, получавшими плацебо. Наряду с этим здоровые клетки мозга не подвергались токсическому воздействию вещества.

Попытки анализа эффективности KHS101 по отношению к различным генетическим профилям опухолевых клеток были ограничены спектром их генетической вариабельности. Тем не менее установлено, что все тестируемые вариации клеток подтипа глиобластомы в настоящем эксперименте реагировали на применяемую терапию.

Выводы

Результаты исследования, опубликованного в издании «Science Translational Medicine», являются важным шагом в поиске новых стратегий преодоления клинических следствий глиобластомы — онкологического заболевания с высокой степенью летальности и пятилетней выживаемостью менее 5%. Резюмируя итоги работы, авторы выразили надежду на то, что в будущем разработка целевой терапии, изменяющей клеточный метаболизм за счет применения низкомолекулярных синтетических соединений, сможет повысить эффективность лечения пациентов с такими злокачественными новообразованиями, как глиобластома.

• Polson E.S., Kuchler V.B., Abbosh C. et al. (2018) KHS101 disrupts energy metabolism in human glioblastoma cells and reduces tumor growth in mice. Sci. Transl. Med., Aug. 15 [Epub. ahead of print].
  • University of Leeds (2018) Scientists discover chemical which can kill glioblastoma cells. ScienceDaily, Aug. 15.