Вирусы — убийцы раковых клеток!

13 липня 2018 о 16:14
2094

Общая часть

Вирусы эволюционировали таким образом, что способны вызывать как скрытые медленно протекающие, так и остроразвивающиеся болезни. При этом их способность к быстрому распространению создает условия для поражения огромного количества людей. Главной особенностью вирусов является их способность к внутриклеточному паразитированию и использованию генетического аппарата хозяина для своего размножения.

Их способность к длительному и скрытому существованию внутри клетки, как это наблюдается при иммунодефиците человека или вирусном гепатите, что создает опасность неконтролируемого инфицирования, либо возможность вызывать молниеносные вспышки смертельных заболеваний, таких как лихорадка Эбола, желтая лихорадка, лихорадка Зика, приводит к формированию эпидемических ситуаций в разных частях света с массовой гибелью людей.

В результате интенсивного изучения биологии вирусов раскрыты многие механизмы их влияния на организм. Прежде всего способность стимулировать иммунный ответ и влиять на функционирование тех или иных генов в наследственном аппарате клеток. Таким образом, исследованы тонкие механизмы болезнетворного влияния вирусов, а также определены структурные гены, ответственные за развитие болезни. Полученные результаты способствовали разработке высокоэффективных вакцин для профилактики и лечения многих инфекционных заболеваний, а также создали предпосылки к выработке стратегии использования вирусов в терапевтических целях как лекарственного средства. Открытие способности вирусов переносить генетический материал в клетки-мишени дало толчок к разработке технологии генетической коррекции наследственных заболеваний: генов, ответственных за свертывание крови, структуры белка глобина, некоторых генов, отвечающих за метаболизм… И самое главное — раскрыт механизм поиска, распознавания и уничтожения ​​Т-клетками опухолевых клеток! И несмотря на то что сделаны только первые шаги, уже созданы высокоэффективные синтетические биологические молекулы с прицельным воздействием на опухолевые клетки, на порядок повысившие выживаемость. Создались условия для таргетной терапии. Наиболее значимым прорывом стала разработка вакцины для лечения при глиобластоме — наиболее злокачественной опухоли головного мозга. Несмотря на агрессивность лечения, продолжительность жизни не превышает 20 мес. Использование вакцин, созданных на основе рекомбинантных вирусов, позволило радикально изменить качество лечения. Представленная работа, выполненная под руководством Анник Десжардинс (Annick Desjardins) из Медицинского центра при Университете Дьюка (Duke University Medical Center), США, посвящена анализу результатов использования живой полиовакцины для лечения глиобластомы. Работа опубликована в «Новом английском журнале медицины» («The New England Journal of Medicine») в 2018 г.

Теоретическая предпосылка

Одним из последних достижений явилось использование живого непатогенного рекомбинантного полиовируса (PVSRIPO) и его иммуногенных свойств, которые реализуются за счет конкурентного высокого сродства к CD155, высокоаффинному лиганду Т-клеточного иммунорецептора к иммуноглобулину. В опухолях твердой мозговой оболочки CD155 под влиянием злокачественных клеток экспрессируется в антигенпрезентирующих клетках. Инфицирование PVSRIPO неопластических клеток приводит к летальному цитотоксическому эффекту и активирует врожденные антивирусные интерфероновые рецепторы. Это создает условия для обширной Т-клеточной атаки на опухоль и ее деградации.

Материал и методы

В исследование включен 61 пациент с диагнозом супратенториальной глиомы IV степени. Диагноз подтвержден данными клинического обследования, патогистологического заключения и компьютерной томографии. Размер опухоли составил ≤5,5 см. Для лечения использовали внутриопухолевое введение рекомбинантной взвеси живого PVSRIPO с разной степенью концентрации частиц 107 и 1010, соответствующей 50% инфицирующей дозы. После первичной дозы повторное использование предполагало введение повышенных концентраций. Для профилактики возможных осложнений применяли длительно глюкокортикоиды в высоких концентрациях.

Результаты

В результате проведенного лечения достигнута выживаемость у 21% пациентов спустя 24 мес, которая сохранялась на протяжении 36 мес (95% доверительный интервал 11–33 мес). При этом зарегистрировано одно внутричерепное кровотечение IV степени после удаления ирригационного катетера. Развившиеся осложнения у 19% пациентов не привели к осложнениям, требовавшим серьезного вмешательства, и не имели нейровирулентного потенциала. Авторы исследования делают следующие выводы:

• PVSRIPO не обладают нейровирулентным потенциалом;
  • внутриопухолевое введение взвеси живых полиовирусов для лечения злокачественной глиомы IV степени обладает высокой терапевтической эффективностью: 21% выживаемости отмечали спустя 36 мес после лечения по сравнению с группой контроля — менее 4%.
  • Desjardins A., Gromeier M., Herndon J.E. et al. (2018) Recurrent glioblastoma treated with recombinant poliovirus. New Engl. J. Med., 379: 150–161. DOI: 10.1056/NEJMoa1716435.

Александр Осадчий