Роль биологических характеристик в развитии отдельных психических дисфункций

14 лютого 2018 о 12:38

32131351В настоящее время признан взгляд, согласно которому большинство нарушений физического состояния организма человека во многом определяются дисбалансом биологических параметров в тканях и органах, тогда как понимание основ психических дисфункций связано, прежде всего, с особенностями поведенческих и коммуникативных характеристик. В недавнем исследовании, сосредоточенном на изучении принципиальных подходов в дифференциации нейропсихиатрических изменений, представлено альтернативное мнение относительно возможного этиологического базиса таких состояний. Так, в работе обоснована возможность идентификации общих четких закономерностей в экспрессии генов, наблюдаемой при таких состояниях, как шизофрения, расстройства аутистического спектра и биполярные расстройства. Изменяя представления об этиологических взаимосвязях, такие данные могут привести к изменениям во взглядах на понимание сути и характера практических реабилитационных мероприятий при подобных нарушениях.

Ранее во многих исследованиях по изучению генома были идентифицированы гены, ассоциированные с рядом нейропсихиатрических расстройств. Однако степень подобной генетической обусловленности оставалась неизвестной. В новой работе, проведенной учеными Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles), США, результаты которой представлены в издании «Science» 9 февраля 2018 г., сообщается о данных метаанализа транскриптомных исследований, сосредоточенных на изучении пяти основных психических дисфункций. Результаты получены при сравнении показателей основной и контрольной групп при скрининге случаев возможной коэкспрессии генетических модулей. По итогам проведенной оценки установлено, что при отдельных нейропсихиатрических состояниях наблюдается общность глобальных моделей экспрессии генов. Так, при шизофрении, расстройствах аутистического спектра и биполярных расстройствах отмечены некоторые сходные физические характеристики на молекулярном уровне в образцах экспрессии генов в головном мозге. Наряду с этим при указанных состояниях ученые выявили и важные различия в генетической экспрессии. Было известно, что определенные вариации в генетическом материале могут стать предикторами психических дисфункций. Однако итоговый фенотип определяется взаимным влиянием ДНК и РНК в процессе генетической экспрессии. В ходе настоящей работы исследователями проведен анализ РНК 700 образцов тканей головного мозга умерших пациентов, с подтвержденными аутистистическими расстройствами, шизофренией, биполярным расстройством, клинической депрессией, а также алкогольной зависимостью, по сравнению с образцами тканей лиц контрольной группы без указанных нарушений.

Молекулярный анализ позволил выявить значимые совпадения между различными состояниями, такими как расстройства аутистического спектра и шизофрения, наряду со специфическими отличиями при клинической депрессии, не наблюдающимися при иных нарушениях.

Руководитель исследования Дэниел Гешвинд (Daniel Geschwind), профессор неврологии, психиатрии и генетики человека и директор Центра исследований и лечения аутизма (Center for Autism Research and Treatment) при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, отметил, что полученные результаты обосновывают существование молекулярных маркеров патогенеза указанных расстройств, что является значимым шагом вперед. Перспективой же будущих исследований должно стать изучение вероятных механизмов активации и развития этих генетических изменений.

В целом, по мнению авторов, существование подобного перекреста полигенных характеристик в дальнейшем способно расширить диагностические возможности, а также послужить основой разработки новых терапевтических стратегий при подобных нарушениях.

• Gandal M.J., Haney J.R., Parikshak N.N. et al. (2018) Shared molecular neuropathology across major psychiatric disorders parallels polygenic overlap. Science, 359(6376): 693–697.
  • University of California — Los Angeles (2018) Autism, schizophrenia, bipolar disorder share molecular traits, study finds. ScienceDaily, Feb. 8 (https://www.sciencedaily.com/releases/2018/02/180208141346.htm).