Новые перспективы в терапии эпендимомы

26 грудня 2017 о 16:27

12313123131Эпендимома относится к группе гетерогенных онкологических заболеваний, развивающихся вне зависимости от возраста, однако наиболее распространенных у детей. Генетические основы данной патологии оставались неизвестны. По указанным причинам также не были представлены и какие-либо направления целевой терапии данного заболевания.

В недавнем исследовании, проведенном учеными Детского онкологического центра (Children’s Cancer Center) при университетской клинике Гейдельбергского университета (Heidelberg University Hospital) и Немецкого онкологического научного центра (German Cancer Research Center), Германия, в сотрудничестве с коллегами из США и Канады, сообщается о разработке молекулярного подхода, открывающего широкие перспективы целенаправленного лечения указанного заболевания.

Известно, что в онкологической медицине целевая терапия нередко предполагает использование методологии секвенирования генома опухоли — технологии, позволяющей с высокой степенью точности идентифицировать мишени соответствующих препаратов. Тем не менее в отдельных типах опухолей подобные структуры до настоящего времени оставались неизученными. К таким разновидностям опухолей относится, в частности, и эпендимома — гетерогенная группа опухолевых заболеваний головного мозга, отличающихся значительной устойчивостью к применению химиотерапии. По указанным причинам поиск новых методов лечения пациентов с данным заболеванием оставался крайне актуальным.

В поисках новых терапевтических подходов в лечении эпендимомы группа ученых Детского онкологического центра в сотрудничестве с коллегами Кливлендской клиники в Огайо (Cleveland Clinic, Ohio), США, и Детской клиники в Торонто (Hospital for Children, Toronto), Канада, разработан этиологический терапевтический метод. В ходе экспериментальных исследований альтернативных технологий лечения специалисты подробно изучили области генома, именуемые «энхансерами». Указанные геномные участки функционируют подобно регуляторам активности генов, выступая в качестве стыковочных сайтов для протеиновых факторов транскрипции. Подобные группы «энхансеров», активно модулирующих ведущие клеточные функции, ранее были известны как «суперусилители», обусловливающие развитие онкологического процесса в альтернативных видах опухолей.

В новой работе, применяя различные методы генетического и эпигенетического анализа для исследования 42 образцов эпендимомы, ученым удалось идентифицировать около 1700 подобных суперэнхансеров и соотнести их с определенными молекулярными группами эпендимомы. На последующем этапе работы было продемонстрировано, что многие из выявленных суперэнхансеров модулируют активность генов, вовлеченных в развитие онкологического процесса. В дальнейшем, сосредоточив внимание на изучении 15 наиболее часто встречающихся «суперусилителей», авторы исследования смогли продемонстрировать, что эти энхансерные элементы регулируют функциональную активность молекул, принимающих участие в основных клеточных процессах, и поэтому могут использоваться в качестве мишеней для целенаправленной терапии.

Таким образом, идентификация циклических регуляторных механизмов, контролирующих онкологический процесс в зонах роста эпендимом, позволила авторам научного проекта разработать стратегию, прерывающую функционирование регуляторных патофизиологических схем с использованием конкретных биомолекулярных агентов, что в итоге способствовало замедлению роста и деградации опухолевой ткани.

• German Cancer Research Center (2017) Molecular super enhancers: A new key for targeted therapy of brain cancer in children. ScienceDaily, Dec. 20 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/12/171220131715.htm).
  • Mack S.C., Pajtler K.W., Chavez L. et al. (2017) Therapeutic targeting of ependymoma as informed by oncogenic enhancer profiling. Nature, Dec. 20 [Epub. ahead of print].