15% населения всего мира имеют ту или иную форму инвалидности — ВОЗ

1 грудня 2017 о 12:57
752

4421313121Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнеде­ятельности и здоровья (МКФ), инвалидность является зонтичным термином для нарушений, ограничений активности и ограничений возможности участия. Инвалидность — это взаимодействие людей с нарушениями здоровья (например с церебральным параличом, синдромом Дауна и депрессией) с личными и контекстовыми факторами (такими как негативное отношение, недоступность транспорта и общественных зданий и ограниченная социальная поддержка).

По оценкам, более 1 млрд людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15% населения мира. 110–190 млн (2,2–3,8%) людей в возрасте 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и увеличением бремени хронических нарушений здоровья.

Формы инвалидности могут быть самыми разными. Некоторые нарушения здоровья, связанные с инвалидностью, приводят к плохому состоянию здоровья и значительным медико-санитарным потребностям, а другие нет. Однако все инвалиды имеют такие же общие медико-санитарные потребности, как и все остальные, и поэтому им необходим доступ к основным службам здравоохранения. Статья 25 Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ) подтверждает право людей с инвалидностью на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации.

Неудовлетворенные медико-санитарные потребности

Инвалиды чаще обращаются за медицинской помощью, чем люди без инвалидности, и имеют больше неудовлетворенных медико-санитарных потребностей. Так, например, недавнее обследование людей с серьезными психическими расстройствами показало, что 35–50% больных в развитых странах и 76–85% — в развивающихся не получали какого-либо лечения в течение года, предшествующего обследованию.

Мероприятия по укреплению здоровья и профилактике заболеваний редко бывают ориентированы на инвалидов. Например, показатели скрининга на рак молочной железы и шейки матки среди женщин-инвалидов меньше, чем аналогичные показатели среди женщин без инвалидности. Люди с умственными расстройствами и диабетом с меньшей вероятностью контролируют свою массу тела. Подростки и взрослые люди с инвалидностью с большей вероятностью не охватываются программами по сексуальному просвещению.

Каково воздействие на жизнь инвалидов?

Инвалиды особо уязвимы перед дефицитом медико-санитарных услуг. В зависимости от группы и окружающей обстановки инвалиды могут быть более уязвимыми перед вторичными нарушениями здоровья, сопутствующими состояниями, возрастными нарушениями, рискованными для здоровья формами поведения и более высокими показателями преждевременной смерти.

Вторичные нарушения здоровья

Вторичные нарушения здоровья происходят в дополнение к первичному (и в связи с ним). Они прогнозируемые и поэтому предотвратимы. Примеры включают язвы, инфекции мочевыводящих путей, остеопороз и боль.

Сопутствующие состояния

Сопутствующие состояния развиваются в дополнение к первичному, связанному с инвалидностью, нарушению здоровья (и вне связи с ним). Например, распространенность диабета среди людей с шизофренией составляет примерно 15% по сравнению с показателем в 2–3% среди основного населения.

Возрастные нарушения

Процесс старения для некоторых групп инвалидов начинается раньше, чем обычно. Например, у некоторых людей с инвалидностью вследствие порока развития признаки преждевременного старения появляются после 40 и 50 лет.

Рискованные для здоровья формы поведения

Некоторые исследования показывают, что для инвалидов характерны более высокие показатели таких рискованных форм поведения, как курение, ненадлежащее питание и отсутствие физической активности.

Более высокие показатели преждевременной смерти

Показатели смертности среди инвалидов варьируются в зависимости от состояния здоровья. Тем не менее, по данным исследования, проведенного в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, у людей с нарушениями психического здоровья и умственными расстройствами ожидаемая продолжительность жизни меньше.

Препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи

При попытках получить доступ к здравоохранению инвалиды сталкиваются с целым рядом препятствий, которые включают следующие:

Непомерно высокая стоимость

Недоступные по стоимости службы здравоохранения и транспорт являются двумя основными причинами того, что инвалиды не получают необходимой медико-санитарной помощи в странах с низким уровнем дохода, — медико-санитарная помощь недоступна по стоимости для 32–33% людей без инвалидности по сравнению с 51–53% инвалидов.

Ограниченная доступность служб

Отсутствие надлежащих служб для инвалидов является одним из существенных препятствий на пути к получению медико-санитарной помощи. Например, по данным исследований, проведенных в индийских штатах Уттар-Прадеш и Тамилнад, отсутствие служб на местах является второй по значимости, после стоимости, причиной, препятствующей инвалидам пользоваться медицинскими учреждениями.

Физические препятствия

Неровный доступ к зданиям (больницам, центрам здравоохранения), недоступное медицинское оборудование, ненадлежащие указатели, узкие дверные проемы, ступеньки внутри помещений, ненадлежащее оборудование в туалетах и недоступные места для парковки создают препятствия на пути к медицинским учреждениям. Например, женщины с трудностями в передвижении часто не имеют доступа к скринингу на рак молочной железы и шейки матки из-за того, что диагностические столы не регулируются по высоте, а оборудование для маммографии подходит только для женщин, которые могут стоять.

Ненадлежащие навыки и знания работников здравоохранения

Вероятность того, что инвалиды сообщат о квалификации провайдера медицинской помощи как о не соответствующей для удовлетворения их потребностей, была более чем в 2 раза выше, того, что они сообщат о плохом лечении, в 4 раза выше, а того, что они сообщат о полученном отказе в медицинской помощи, почти в 3 раза выше.

Устранение препятствий на пути к получению медико-санитарной помощи

Правительства могут улучшить результаты в отношении здоровья инвалидов путем повышения доступа к качественным, приемлемым по стоимости службам здравоохранения, наилучшим образом использующим имеющиеся ресурсы. В связи с тем, что препятствия на пути к здравоохранению возникают в результате взаимодействия нескольких факторов, необходимо проведение реформ во всех взаимодействующих компонентах системы здравоохранения.

Политика и законодательство

Произвести оценку существующей политики и служб, определить приоритеты для уменьшения неравенств в отношении здоровья и составить план улучшений в области доступа и участия. Сделать изменения в соответствии с КПИ. Разработать стандарты в области оказания медико-санитарной помощи инвалидам и механизмы обеспечения их соблюдения.

Финансирование

Там, где в области финансирования здравоохранения преобладает частное медицинское страхование, обеспечить охват инвалидов и предусмотреть меры, определяющие доступность страховых взносов. Обеспечить, чтобы инвалиды получали равные преимущества от программ общественного здравоохранения. Использовать финансовые стимулы для провайдеров медицинских услуг с тем, чтобы они обеспечивали доступность услуг и проводили всесторонние оценки состояния здоровья, лечение и последующее наблюдение. Предусмотреть возможные пути сокращения или отмены платежей из собственных средств для инвалидов, не имеющих других финансовых средств для оплаты медико-санитарных услуг.

Доставка услуг

Обеспечить широкий спектр модификаций и корректировок (целесообразных приспособлений) для облегчения доступа к службам здравоохранения. Например, изменение планировки клиник с целью обеспечения доступа для людей, имеющих трудности в передвижении, или передача медико-санитарной информации в доступных форматах, таких как шрифт Брайля. Предоставить инвалидам возможности для максимального улучшения их здоровья путем предоставления информации, обучения и поддержки со стороны других инвалидов. Способствовать реабилитации на уровне отдельных сообществ для облегчения доступа инвалидов к существующим службам. Определить группы, которым требуются альтернативные модели доставки услуг, например, целевые услуги или координация помощи с целью улучшения доступа к здравоохранению.

Трудовые ресурсы

Включить подготовку по вопросам инвалидности в программы обучения студентов и повышения квалификации для всех специалистов здравоохранения. Осуществлять подготовку работников в отдельных сообществах с тем, чтобы они могли принимать участие в профилактической работе служб здравоохранения. Предоставить основанные на фактических данных руководящие принципы для оценки состояния здоровья и лечения.

Данные и научные исследования

Учитывать инвалидов при проведении эпиднадзора в рамках здравоохранения. Проводить больше исследований в области потребностей, препятствий и результатов в отношении здоровья инвалидов.

Ответные меры ВОЗ

Для улучшения доступа инвалидов к службам здравоохранения ВОЗ:

  • направляет и поддерживает государства-члены в области расширения осведомленности по вопросам инвалидности и способствует включению проблемы инвалидности в качестве компонента в национальные политику и программы здравоохранения;
  • способствует сбору и распространению данных и информации об инвалидности;
  • разрабатывает нормативные методики, включая руководящие принципы по укреплению здравоохранения;
  • создает потенциал среди лиц, формирующих политику в здравоохранении, и провайдеров услуг;
  • способствует наращиванию масштабов реабилитации на уровне отдельных сообществ;
  • способствует проведению стратегий по обеспечению того, чтобы инвалиды были информированы о своем состоянии здоровья и чтобы персонал здравоохранения поддерживал и защищал права и достоинство инвалидов.

Пресс-служба «Украинского медицинского журнала»
по материалам who.int