Новый взгляд на механизмы острой герпетической невралгии

31 серпня 2017 о 16:05

54092351Герпетическая невралгия является одним из определяющих симптомов при опоясывающем герпесе, вызванном вирусом Varicella zoster (вирус варицелла-зостер — VZV). Тем не менее патофизиологические механизмы, связанные с развитием герпетической невралгии, до настоящего времени оставались не до конца выясненными. В недавнем исследовании ученые представили данные изучения нейроиммуно­глиальных взаимодействий в сенсорных ганглиях, объясняющие генез герпетической невралгии. В результатах работы, представленных в издании «The Journal of Neuroscience», авторы освещают механизмы, объясняющие возникновение острой герпетической невралгии, что раскрывает новые пути контроля указанного состояния.

Поскольку VZV не обладает способностью инфицирования организма животных, в настоящем эксперименте исследовательской группой применяли вирус простого герпеса 1-го типа (HSV-1) — связанный с VZV-микроорганизмами.

В процессе поэтапных наблюдений за состоянием лабораторных животных отмечено формирование зостериформных поражений кожных покровов наряду с последующим развитием явления механической аллодинии.

После проведения ряда экспериментов in vitro и in vivo с контрольной группой животных и мышами, которые были генетически модифицированы в направлении аннулирования экспрессии в их организме определенных молекул, участвующих в системном иммунном ответе, ученые сформулировали теорию, объясняющую явления, происходящие в нервных ганглиях при реактивации VZV. Так, было выдвинуто предположение о том, что иммунные клетки, в частности макрофаги и нейтрофилы, привлекаются к нервной ткани, инициируя рилизинг цитокинов с целью устранения патогена. Одним из таких цитокинов является фактор некроза опухолей (TNF), который при взаимодействии с рецептором TNF 1-го типа или TNFR1 формирует взаимосвязь на мембранах спутниковых клеток — глиальных клетках, опосредующих транспорт ионов калия в окружающие нейроны.

В итоге активация TNFR1 цитокином снижает экспрессию Kir4.1, белка, функционирующего в роли ионного калиевого канала. Однако эксперименты предполагают, что индуцированное TNF снижение экспрессии канала Kir4.1 приводит к накоплению калия вокруг нейрона и возрастанию потенциала возбудимости последнего. Таким образом, нейроны становятся более чувствительными к любому стимулу, что предполагает возможность развития спонтанных болевых ощущений даже в отсутствие каких-либо морфологических повреждений, но при изменении функциональных характеристик клетки.

В целом показано, что иммунные механизмы, инициируемые герпетической вирусной инфекцией при ее реактивации, изменяют способ функционирования сенсорных нейронов, обусловливая развитие герпетической невралгии. Авторы работы отметили, что описанные результаты закладывают основу для новых методов терапии, направленных не только на предотвращение острой боли, но и на предупреждение развития хронического состояния, известного как постгерпетическая невралгия.

Настоящее исследование проведено под эгидой Центра исследований воспалительных заболеваний (Center for Research on Inflammatory Diseases), одного из Исследовательских инновационных центров, финансируемых Исследовательским фондом Сан-Паулу (São Paulo Research Foundation), Бразилия.

Комментируя результаты работы, авторы объяснили, что в настоящее время основой терапии при герпетической инфекции является применение противовоспалительных кортикостероидных препаратов, устраняющих симптомы, но одновременно нарушающих системный иммунный контроль в организме, являясь иммунодепрессантами. Однако отдельные полученные данные свидетельствуют о том, что терапия, блокирующая действие воспалительного медиатора TNF, может способствовать более избирательному воздействию и, следовательно, быть более эффективной.

• Fundação de Amparo à Pesquisa do Estado de São Paulo (2017) Why patients with shingles feel pain. ScienceDaily, Aug. 24 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/08/170824121439.htm).
  • Silva J.R., Lopes A.H., Talbot J. et al. (2017) Neuroimmune–Glia interactions in the sensory ganglia account for the development of acute herpetic neuralgia. J. Neurosci., 37(27): 6408–6422.