Комбинированный подход в терапии онкологических заболеваний

3 липня 2017 о 12:59
Спеціальності :

4214141В новом исследовании ученые представили результаты, согласно которым найден способ повышения эффективности терапевтического применения нового класса противоопухолевых препаратов, называемых SMAC-миметиками. В ходе работы выявлены протекторные свойства протеина MK2 в отношении опухолевых клеток, что проявляется в поддержании их жизнеспособности и обеспечении устойчивости к противоопухолевым эффектам SMAC-миметиков. Полученные данные послужили основанием для разработки нового подхода в терапии, предполагающего объединение ингибиторов MK2 с миметиками SMAC в качестве потенциально мощной комбинированной стратегии в лечении опухолевых заболеваний с ограниченным спектром терапевтических возможностей (например при остром миелоидном лейкозе). Работа, ставшая итогом международного исследовательского сотрудничества ученых Австралии, Великобритании и Германии, опубликована в издании «Molecular Cell» 11 мая 2017 г.

Доктор Наджуа Лалауи из Института Вальтера и Элизы Холл (Walter and Eliza Hall Institute), Австралия, отметила, что результаты нынешней работы в действительности помогают развить гипотезу о потенциальном сочетании SMAC-миметического агента (биринапант) с новым классом противоопухолевых активных веществ, именуемых ингибиторами p38, и способствуют разработке нового подхода в лечении острого миелоидного лейкоза. Предположение о возможности объединения этих действующих компонентов высказывалось и ранее, однако не были известны молекулярные механизмы, которые бы объясняли эффективность подобного сочетания в достижении терапевтического результата. В текущем исследовании получены доказательства того, что протеин MK2 играет ключевую роль в комбинации SMAC-миметиков и ингибиторов p38 в достижении мощного противоопухолевого эффекта. Таким образом, помимо уточнения нюансов биомолекулярных взаимодействий, результаты проведенной работы также подчеркивают важность функций протеина MK2 в качестве перспективной цели в разработке новых стратегий противоопухолевой терапии, особенно с препаратами ряда SMAC-миметиков.

Также авторы отметили, что исследование представляется частью актуальной тенденции в данной сфере, поскольку рациональные подходы противоопухолевой терапии в настоящее время определяются поиском и выбором эффективных комбинаций противоопухолевых агентов. При этом понимание того, какие именно биомолекулы опосредуют механизмы выживания и персистенции раковых клеток в условиях направленной терапии, позволяет разрабатывать более точные методы лечебного воздействия. Кроме того, помимо разработки новых комбинированных подходов в лечении пациентов с онкопатологией, дополнительным потенциальным преимуществом сочетанной противораковой терапии может быть применение более низких доз каждого из действующих лекарственных средств. И это может повышать вероятность снижения негативных побочных эффектов активных терапевтических компонентов на здоровые ткани организма.

Таким образом, основной и неизменной целью исследователей остается разработка методов лечения онкологических заболеваний, которые бы являлись не только более мощными, но и более безопасными для пациента по сравнению с терапевтическими возможностями, используемыми в мировой практической медицине в настоящее время.

• Jaco I., Annibaldi A., Lalaoui N. et al. (2017) MK2 phosphorylates RIPK1 to prevent TNF-Induced ell death. Mol. Cell., May 11 [Epub. ahead of print].
  • Walter and Eliza Hall Institute (2017) Combination approach improves power of new cancer therapy. ScienceDaily, June 26 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/06/170626093540.htm).