ДНК плода может влиять на риск развития преэклампсии

22 червня 2017 о 12:05

42221В ходе крупного международного исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Nature Genetics», ученые впервые заметили, что некоторые особенности ДНК будущего ребенка могут повышать риск развития преэклампсии у беременной. Работа, результаты которой свидетельствуют о влиянии наследственной информации плода на здоровье матери, выполнена генетиками Великобритании, стран Скандинавии и Центральной Азии.

Преэклампсия — потенциально опасное состояние, развивающееся в период беременности. Оно диагностируется у 5% беременных, и первым его признаком обычно бывает повышение артериального давления во второй половине беременности. Преэклампсия может привести к возникновению тяжелых осложнений, таких как судороги, инсульт, нарушение работы печени, некоторые из них могут стать причиной смерти матери и ребенка.

В ходе данной 5-летней работы ученые изучили генетические характеристики 4380 детей, рожденных беременными, у которых развилась преэклампсия, и сравнили с показателями 300 тыс. здоровых людей. Координатор работы доктор Линда Морган (Linda Morgan) из Ноттингема, Великобритания, отметила, что в течение многих лет акушеры-гинекологи знали о том, что отягощенный семейный анамнез по преэклампсии значительно повышает риск развития патологии. Причем имеют значение как случаи преэклампсии, наблюдаемые как в семье матери, так и семье отца. В ходе предыдущих исследований ученые пришли к выводу, что возникновению патологии в некоторой степени способствует нарушение формирования плаценты. Поскольку этот процесс управляется генетическими факторами плода, в данном исследовании ученые изучали наличие взаимосвязи между особенностями ДНК будущего ребенка и риском развития патологического состояния.

Проанализировав данные, полученные при лабораторном и статистическом анализе, выполненном в Британском институте Сенгера (Wellcome Trust Sanger Institute) и исландской компании «deCODE Genetics», ученые обратили внимание на специфические участки ДНК детей, которые повышают риск развития преэклампсии. Доктор Ральф МакГиннис (Ralph McGinnis), специа­лист Института Сенгера, напомнил, что о преэклампсии как состоянии, опасном для матери и ребенка, было известно еще в Древней Греции и Египте. Результаты, полученные в ходе данной работы, открывают существенные перспективы раскрытия тайны развития данной патологии. Ученые надеются, что сделанные выводы помогут специалистам в ближайшие несколько лет разработать методы определения беременных, относящихся к группе риска развития преэклампсии.

ДНК плода состоит из генетической информации, получаемой от обоих родителей. Около 50% людей являются носителями мутации, ассоциированной с повышенным риском преэклампсии, однако этого недостаточно для развития патологии. В ходе работы ученые выявили, что у детей, рожденных матерями с пре­эклампсией, наблюдаются изменения в гене, контролирующем синтез протеина sFlt-1, чего не отмечалось в ДНК представителей контрольной группы. Высокий уровень данного протеина, который поступает из плаценты в кровь беременной, может стать причиной развития нарушений в сосудистой стенке и повышения артериального давления. Эти изменения при определенных условиях могут стать причиной нарушения функции почек, печени и головного мозга.

Авторы исследования отметили, что изучение преэклампсии всегда являлось сложной задачей, поскольку патогенетические изменения возникают на ранних стадиях беременности во время формирования плаценты. Они надеются, что полученные результаты помогут в разработке новых методов лечения и профилактики данной патологии с целью улучшения исходов беременности для матери и ребенка.

• McGinnis R., Steinthorsdottir V., Williams N.O. et al. (2017) Variants in the fetal genome near FLT1 are associated with risk of preeclampsia. Nature Genetics, June 19 [Epub. ahead of print].
  • University of Nottingham (2017) Babies’ DNA affects mothers’ risk of pre-eclampsia in pregnancy, study finds. ScienceDaily, June 19 (http://www.sciencedaily.com/releases/2017/06/170619120825.htm).