Брокколи в диетотерапии сахарного диабета 2-го типа

19 червня 2017 о 12:55
Спеціальності :

23523Распространенность сахарного диабета (СД) 2-го типа варьирует в разных странах и этнических группах. Однако, в целом, численность больных СД 2-го типа в настоящее время составляет более 300 млн человек во всем мире. При этом до 15% таких пациентов не могут применять терапию первой линии с использованием метформина в связи с вероятным риском нефротоксического влияния препарата.

Согласно результатам нового исследования, концентрированный экстракт ростков брокколи может эффективно применяться в качестве биологически активного компонента диетотерапии, направленной на регуляцию уровня глюкозы в крови у пациентов с СД 2-го типа. Данные, представленные авторами указанной работы, могут быть рассмотрены как альтернативный подход в решении патологических биохимических изменений при заболевании, приобретающем ныне характер всемирной эпидемии.

На пути к решению поставленных исследовательских задач Анника Аксельссон (Annika Axelsson) и соавторы применили вычислительный метод в идентификации соединений, обладающих способностью препятствовать экспрессии генов, взаимосвязанных с последующим развитием СД 2-го типа. В ходе исследования учеными разработана 50-компонентная генетическая последовательность, фенотипическая реализация потенциала которой способна обусловить развитие СД 2-го типа. После чего были использованы общедоступные наборы данных экспрессии для проведения скрининга 3852 соединений в лекарственных средствах, обладающих свойствами реверсивного влияния на механизмы патогенеза указанного заболевания. Так, выявлено, что сульфорафан — одно из наиболее активных соединений, выделенных из растений семейства крестоцветных, — способен ингибировать процессы синтеза глюкозы в гепатоцитах in vitro, а также смещать уровень экспрессии генов, ассоциированных с СД 2-го типа, в клетках печени у лабораторных крыс.

На следующем этапе работы в 12-недельном рандомизированном плацебо-контролируемом исследовании 97 пациентам с СД 2-го типа в качестве компонента диетотерапии были предложены концентрированные экстракты ростков брокколи. В результате учеными продемонстрировано, что у пациентов с указанной патологией на фоне избыточной массы тела произошло значительное снижение уровня глюкозы в крови натощак по сравнению с контролем.

Комментируя полученные результаты, авторы научного проекта отметили важность разработки сигнатур генов в рамках исследования масштабных популяционных данных генетической экспрессии, подчеркнув при этом ценность подобной стратегии оперативной идентификации клинически значимых биоактивных соединений.

• American Association for the Advancement of Science (2017) Could broccoli be a secret weapon against diabetes? ScienceDaily, June 14 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/06/170614141526.htm).
  • Axelsson A.S., Tubbs E., Mecham B. et al. (2017) Sulforaphane reduces hepatic glucose production and improves glucose control in patients with type 2 diabetes. Sci. Transl. Med., June 14 (http://stm.sciencemag.org/content/9/394/eaah4477).