Выявлены новые генетические маркеры развития псориаза

26 травня 2017 о 17:40

34563467Псориаз — один из наиболее распространенных хронических неинфекционных иммуноопосредованных дерматозов, обычно проявляющийся образованием приподнятых над поверхностью кожи красных, чрезмерно сухих папул, сливающихся между собой и формирующих бляшки. В настоящее время этиопатогенез псориаза все еще до конца не выяснен.

По данным недавнего исследования, проведенного учеными Мичиганского университета (University of Michigan), США, предложен новый взгляд на генетические основы развития этого заболевания. Результаты метаанализа опубликованы в издании «Nature Communications» 24 мая 2017 г.

Руководитель исследования доктор медицины, профессор дерматологии Медицинской школы Мичиганского университета Джеймс Т. Элдер (James T. Elder) отметил, что в настоящее время известно множество генов, каждый из которых оказывает сравнительно ничтожное влияние на метаболический потенциал организма человека. Однако сочетание таких генетических предик­торов с воздействием факторов окружающей среды способно приводить к формированию определенного фенотипа, проявляющегося в развитии заболевания, в частности псориаза. В нынешнем исследовании выявлено 16 дополнительных генетических маркеров, в результате чего общее число известных локусов контроля, связанных с потенциальным развитием псориаза, достигло 63 позиций в общей схеме генотипа человека.

Авторским коллективом под руководством профессора Дж.Т. Элдера проведен комплексный сравнительный анализ геномов пациентов с псориазом и здоровых лиц контрольной группы. В целом были изучены данные восьми различных когорт. При этом общая численность выборки составила 39 тыс. генетических карт, что на сегодняшний день является наиболее масш­табным проектом метаанализа данного заболевания. В результате авторам удалось не только идентифицировать генетические предикторы изучаемой патологии, но и обозначить потенциальные направления влияния на генные мишени.

Известно, что IL-23 и генетический комплекс HLA представляют собой наиболее перспективные цели научного поиска исследователей, сосредоточенных на изучении этиопатогенетических основ псориаза. Цитокины IL-23 и -17 являются мишенями многих современных методов терапии при данном заболевании. По мнению Дж.Т. Элдера, генетический комплекс HLA играет ведущую роль в инициации патогенеза псориаза. Авторы показали, что данная сложнейшая генетическая структура включает более 7 различных тонких сигнальных влияний, формирующих потенциал развития заболевания. Однако, даже с учетом масш­таба проведенного исследования, все еще не проанализирована бо`льшая часть локусов контроля, гипотетически взаимосвязанных с патогенезом псориаза. Поэтому, подводя промежуточные итоги научного проекта, который будет продолжен в дальнейшем, профессор Дж.Т. Элдер подчеркнул, что современные дорогостоящие препараты для лечения больных псориазом ориентированы на данные об известных 5% генома, позволивших идентифицировать потенциальные маркеры псориаза. Однако авторы выразили надежду на то, что расширение понимания роли еще не изученных 95% генетического материала станет в будущем основой разработки лучшей терапии при данном заболевании.

• Michigan Medicine — University of Michigan (2017) Largest psoriasis meta-analysis to date yields new genetic clues. ScienceDaily, May 24 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/05/170524084343.htm).
  • Tsoi L.C., Stuart Ph.E., Tian Ch. et al. (2017) Large scale meta-analysis characterizes genetic architecture for common psoriasis associated variants. Nat. Commun., May 24 [Epub. ahead of print].