Разработан новый метод лечения при пневмококковой инфекции

23 травня 2017 о 17:07
Спеціальності :

34678Международной команде ученых под руководством специалистов Каролинского университета (Karolinska Institutet), Сольна, Швеция, в ходе нового исследования удалось идентифицировать два рецептора на поверхности клеток сосудов головного мозга, блокирование которых может предотвратить поражение мозга пневмококком. Результаты работы опубликованы в «The Journal of Experimental Medicine».

Пневмококк (Streptococcus pneumoniae) — бактериальный агент, который часто становится причиной развития инфекционной патологии дыхательных путей. Он является возбудителем менингита, который ежегодно диагностируют у  более чем 100 тыс. детей в возрасте до 5 лет. Несмотря на применение антибиотиков, у пациентов часто развиваются неврологические осложнения, а некоторые случаи оказываются смертельными. Для того чтобы пневмококк стал причиной развития менингита, он должен из дыхательных путей попасть в кровяное русло, а затем преодолеть гематоэнцефалический барьер — плотный слой клеток, окружающих сосуды головного мозга. Как бактерии проникают через данный барьер, до сих пор оставалось неизвестным. В ходе данного исследования ученые, оценивая образцы головного мозга, посмертно отобранные у пациентов с пневмококковым менингитом, обратили внимание на то, что 90–95% микроорганизмов сосредоточены вокруг двух рецепторов, располагающихся на клетках, входящих в состав гематоэнцефалического барьера: PECAM-1 и pIgR. Они определили, что инфекционный агент связывается с данными рецепторами с помощью специфических протеинов — RrgA и PspC.

Во второй части работы исследователи изучали, может ли блокирование данных рецепторов с помощью антител влиять на течение заболевания у лабораторных мышей. Оказалось, что у мышей, не получавших антитела, было гораздо больше бактерий в головном мозгу, чем у тех, которым вводили препарат. Кроме того, исследователи отметили, что антибиотики, которые обычно применяют при пневмококковой инфекции, были более эффективны при сочетании их со специфическими антителами. Возможно, причиной этого является предупреждение проникновения в головной мозг антибиотикорезистентных форм микроорганизма.

Автор работы доктор Биржитта Хенриквес-Нормарк (Birgitta Henriques-Normark) отметила, что в ходе следующих исследований ученые планируют продолжить изучение механизмов, позволяющих пневмококку проникать в головной мозг. Однако уже сейчас очевидно, что применение антител, блокирующих выявленные рецепторы, можно рассматривать как новый терапевтический подход для лечения при пневмококковом менингите.

• Iovino F., Engelen-Lee J-Y., Brouwer M. et al. (2017) pIgR and PECAM-1 bind to pneumococcal adhesins RrgA and PspC mediating bacterial brain invasion. J. Exp. Med., May 17 [Epub. ahead of print].
  • Karolinska Institutet (2017) New way of preventing pneumococcal brain invasion. ScienceDaily, May 17 (http://www.sciencedaily.com/releases/2017/05/170517111641.htm).