В модели на животных разработан метод лечения при врожденной потере слуха

24 квітня 2017 о 11:35

В модели на животных разработан метод лечения при врожденной потере слухаНа сегодняшний день известно более 300 генетических мутаций, являющихся исходной причиной несовершенства функционирования сенсорных волосковых клеток внутреннего уха. Такие дефекты на генетическом уровне приводят к серьезным нарушениям слуха и даже полной его потере. Однако успехам в разработке генной терапии указанных патологий до настоящего времени препятствовало отсутствие безопасных, эффективных и клинически релевантных способов биовнедрения.

В новом научно-исследовательском проекте Лукас Ландеггер (Lukas Landegger), аспирант кафедры оториноларингологии Венского медицинского университета (MedUni Vienna), Австрия, с соавторами из Медицинской школы в Гарварде (Medical School in Harvard), США, впервые продемонстрировали возможность устранения подобного генетического дефекта в модели на лабораторных животных. Цель исследования была достигнута благодаря применению рационально сконструированного искусственного вектора Anc80L65, выполняющего функцию доставки трансгена в структуры внутреннего уха лабораторных животных. В рамках дизайна работы данный вектор-носитель трансгена подтвердил свою безопасность и эффективность. Результаты исследования опубликованы в ведущем издании «Nature Biotechnology» 6 февраля 2017 г.

В настоящее время кохлеарные импланты применяют в качестве технического приспособления, позволяющего в той или иной степени слышать звуки людям с врожденной потерей слуха. Общепризнанным мировым лидером в разработке и использовании кохлеарных имплантов с 1977 г. является Венский медицинский университет, когда впервые в мире был имплантирован многоканальный кохлеарный имплант. Однако, по словам Вольфганга Гстеттнера (Wolfgang Gstöttner), руководителя кафедры оториноларингологии Венского медицинского университета, такие 12-электродные импланты все же не могут в полной мере заменить функции более чем 3 тыс. волосковых клеток внутреннего уха, которые позволяют услышать столько же тончайших звуковых вариаций.

Известно, что одной из наиболее распространенных форм врожденной глухоты у детей являются генетические мутации GJB2 и GJB6. В результате таких мутаций нарушается нормальное функционирование белка коннексина 26, ответственного за активность клеток рецепторного комплекса внутреннего уха. В результате нарушается формирование и функционирование волосковых клеток улитки. До нынешнего времени попытки внедрения в волосковые клетки генов-репарантов, способных активизировать их функцию, оставались безуспешными. Однако в новом проекте основой коррекции указанных и, вероятно, многих других мутаций стала разработка in vitro и применение в модели на лабораторных мышах непатогенного аденоассоциированного вируса в качестве векторного агента, мишенью которого являются кохлеарные клетки. При оценке результатов инфильтрации мембраны круглого окна лабораторных животных выявлена высокая эффективность трансдукции внутренних и наружных волосковых клеток. Кроме того, инъецирование Anc80L65 показало хорошую переносимость лабораторными животными, что подтверждалось функциональностью сенсорных клеток, уровнем слухового восприятия и вестибулярной функцией, а также иммунологическими показателями.

Подводя итоги работы, авторы отметили, что реактивность целевого воздействия Anc80L65 на наружные волосковые клетки, необходимая для восстановления сложной функции слуха, несомненно, способна расширить в обозримом будущем возможности генной терапии слуховых и вестибулярных нарушений.

• Landegger L.D., Pan B., Askew Ch. et al. (2017) A synthetic AAV vector enables safe and efficient gene transfer to the mammalian inner ear. Nat. Biotechnol., 35: 280–284.
  • Medical University of Vienna (2017) Modified virus as «Trojan Horse» for delivering genes to repair congenital hearing loss. Sci. bul., Apr. 10 (http://sciencebulletin.org/archives/12149.html).