Вирусная инфекция — триггер развития целиакии

18 квітня 2017 о 17:10

Вирусная инфекция — триггер развития целиакииЗаболевания, вызываемые реовирусами, могут нарушать толерантность к пищевым аллергенам, что способствует развитию целиакии при наличии генетической предрасположенности к данной патологии — к таким выводам в ходе экспериментов на лабораторных животных пришли ученые Центра по изучению целиакии при Чикагском университете (University of Chicago Celiac Disease Center), США. Результаты работы, которые, по мнению авторов, могут быть важны для разработки профилактической стратегии, направленной на предотвращение развития целиакии, опубликованы в журнале «Science».

Развитие целиакии начинается с возникновения специфической аутоиммунной реакции на пептиды, содержащиеся в белках клейковины. Данную патологию наблюдают у 1% жителей планеты. У них отмечают наличие лейкоцитарных антигенов DQ2 и DQ8, которые направляют воспалительные Т-хелперы иммунного ответа против протеина глютена, содержащегося в пшенице. Специалисты отмечают, что целиакия развивается только у 3–4% человек с данным генотипом. В последние годы отмечают повышение распространенности патологии, а также различных видов пищевой непереносимости и аллергии. Специалисты предполагают, что не последнюю роль в этом играют различные факторы внешней среды. Подтверждением этой теории является и тот факт, что в генетически подобных популяциях наблюдают различные уровни заболеваемости. В ходе проведения эпидемиологических исследований ученые отметили, что риск развития целиакии повышается после инфицирования гепатитом С, аденовирусом, энтеровирусом и ротавирусом. Сроки развития патологии также свидетельствуют о том, что решающее значение оказывают внешние факторы: в возрасте 6 мес дети обычно начинают получать прикорм, именно в этот период отмечают ослаб­ление протекторного воздействия материнских антител и знакомство организма ребенка с большим количеством вирусов.

В ходе новой работы ученые с помощью лабораторных экспериментов определили наличие взаимосвязи между малоизученным реовирусом (инфицирование которым часто не проявляется возникновением специфических симптомов) и развитием целиакии. Для этого они определяли наличие иммунной реакции у лабораторных мышей, употреблявших корм с высоким содержанием клейковины. Мышей заражали реовирусами, один из типов которых отличался тропизмом к клеткам кишечника, а другой — нет. Заражение обоими вирусами приводило к возникновению иммунного ответа в пейеровых бляшках, но инфицирование первым штаммом сильнее влияло на изменение интенсивности экспрессии генов в дендритных клетках, участвующих в формировании толерантности к пищевым аллергенам.

Для того чтобы определить наличие выявленной взаимосвязи у людей, ученые сравнили состояние 160 пациентов с целиакией, некоторые из которых придерживались безглютеновой диеты, и 73 участников контрольной группы. Оказалось, что у пациентов с целиакией более высокие титры антител к реовирусам, чем у их сверстников без данной патологии. Кроме того, у людей с целиакией, в рационе которых отсутствовал глютен, отмечали более высокий уровень интерферона-1, стимулирующего дендритные клетки и опосредованно влияющего на формирование иммунного ответа.

Автор работы доктор Бана Джабри (Bana Jabri) пояснила, что в возрасте до 1 года происходит формирование иммунной системы, следовательно, для ребенка с определенными генетическими особенностями инфицирование отдельными вирусами может обусловить долгосрочные последствия. Это заставляет задуматься о необходимости вакцинации детей в возрасте до 1 года с высоким риском развития целиакии.

• Bouziat R., Hinterleitner R., Brown J.J. et al. (2017) Reovirus infection triggers inflammatory responses to dietary antigens and development of celiac disease. Science, Apr. 07 [Epub. ahead of print].
  • Lewis R. (2017) Mild viral infection may trigger celiac disease years later. Medscape, Apr. 10 (http://www.medscape.com/viewarticle/878435).