Разработана методика определения биологического возраста

7 квітня 2017 о 11:17

Разработана методика определения биологического возрастаИсследователи из Женского госпиталя имени Питера Брайэма (Brigham and Women’s Hospital), Бостон, США, разработали метод, позволяющий оценить биологический возраст и скорость старения у лабораторных мышей с учетом генетических факторов и пищевых предпочтений. Ученые полагают, что полученные результаты, опубликованные в журнале «Cell Metabolism», могут стать основой разработки нового исследовательского подхода, направленного на изучение процессов старения.

Скорость старения определяется множеством факторов: диетой, генетическими особенностями, влиянием окружающей среды и др. Все они влияют на продолжительность жизни. Но для того, чтобы понять, в какой степени каждый из этих факторов ускоряет или замедляет старение, ученые должны принимать во внимание данные точного биомаркера. Такой показатель должен зависеть не от хронологического, а от биологического возраста.

Традиционные часы, измеряя время, отмеряют хронологический возраст. Биологический же возраст можно измерить с помощью эпигенетических часов, которые отражают темп старения организма. Для разработки таких «часов» исследователи отобрали образцы крови у 141 лабораторной мыши и выделили 90 участков генома, метилирование которых может определять скорость старения. К метилированным фрагментам ученые относили все участки, в которых произошли химические превращения, называемые метилированием, что влияло на получение информации из ДНК. Затем исследователи оценили эффективность искусственных вмешательств, направленных на увеличение продолжительности жизни и замедление старения, таких как ограничение калорийности питания и блокирование заданных генов. Кроме того, они анализировали достоверность показателей эпигенетических часов, полученных после введения полипотентных стволовых клеток.

Авторы работы надеются, что разработанная ими методика будет полезна для исследователей, которые в лабораторных условиях изучают процессы старения. В настоящее время оценка влияния отдельного фактора занимает большое количество времени и требует значительных материальных затрат. Использование эпигенетических часов позволит проводить подобные исследования значительно быстрее и в бóльших объемах. Ученые подчеркнули, что их разработка является востребованным инструментом среди специалистов для изучения того, как изменения в питании, окружающей среде и генетической информации влияют на состояние здоровья и продолжительность жизни. Они полагают, что в будущем можно будет использовать данный биомаркер старения для поиска новых стратегий, направленных на увеличение продолжительности жизни, а также выявление состояний, способствующих омоложению.

• Brigham and Women’s Hospital (2017) Biological age-predicting ‘epigenetic clock’ for studying how to extend lifespan. ScienceDaily, April 5 (http://www.sciencedaily.com/releases/2017/04/170405101901.htm).
  • Petkovich D.A., Podolskiy D.I., Lobanov A.V. et al. (2017) Using DNA methylation profiling to evaluate biological age and longevity interventions. Cell Metabol., March 21 [Epub. ahead of print].