17 січня 2017 о 17:18

Выявлены нейронные связи, позволяющие людям контролировать инстинктивное поведениеВ новом исследовании ученые Европейской молекулярной биологической лаборатории (European Molecular Biology Laboratory — EMBL), Италия, описали механизм, который позволяет людям контролировать свои инстинкты. Они выявили ранее неизвестную нейронную связь между двумя частями головного мозга: префронтальной корой и стволом. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature Neuroscience».

Известно, что ствол головного мозга вовлечен в формирование инстинктивного поведения, а префронтальная кора, по мнению некоторых исследователей, играет определенную роль в контроле над ним. В то же время механизмы, лежащие в основе данного влияния, оставались неизвестными. В ходе данного исследования ученые проанализировали нейронные связи между этими частями головного мозга у лабораторных мышей. В частности, они исследовали активность мозга и инстинктивное поведение животных, испытавших «социальное фиаско». Они определили, какие связи между префронтальной крой и стволом были активны, что свидетельствовало о том, что они участвуют в оборонительных реакциях. Оказалось, что социальные неурядицы приводили к ослаблению связей между этими двумя областями. Это способствовало тому, что поведение мышей имело защитный характер, а адаптация к новым условиям осуществлялась на основе предыдущего опыта. Ученые отметили, что если поведенческая реакция на страх была вызвана не внешними факторами, а употреблением химических препаратов, она все равно ассоциировалась с ослаблением связей между префронтальной корой и стволом головного мозга.

Автор работы доктор Корнелиус Гросс (Cornelius Gross) отметил, что инстинкты, определяющие ответ на страх или половое поведение, являются для человека настолько же важными, как и для представителей других видов. Но нам необходимо в зависимости от ситуации постоянно динамически контролировать себя. Выявленные нейронные связи позволяют не проявлять инстинктивное поведение, однако они не уменьшают, например, выраженность чувства страха. Подтверждением этого, по мнению доктора К. Гросса, может служить тот факт, что данные связи не включают гипоталамус — отдел головного мозга, позволяющий контролировать чувства и эмоции.

Ученые надеются, что результаты, полученные ими в ходе данной работы, будут полезны при изучении самоконтроля у детей, которые, как известно, более импульсивны. Кроме того, они полагают, что в ходе следующих работ следует изучить состояние выявленных связей у пациентов с депрессией, шизофренией или нарушениями настроения, при которых самоконтроль может играть важную роль.

Данное исследование является не первой работой, посвященной изучению процессов самоконтроля. Так, в ходе недавнего исследования ученые Цюрихского университета (University of Zurich), Швейцария, пришли к выводу, что самоконтроль связан с эгоизмом и находится под влиянием зон головного мозга, ответственных за принятие социальных решений. Эти решения заключаются в том, в чьих интересах будет производиться выбор — в своих или в общественных. Полученные выводы позволили исследователям предположить, что щедрость в отношении окружающих может способствовать улучшению самоконтроля.

• Franklin T.B., Silva B.A., Perova Z. et al. (2017) Prefrontal cortical control of a brainstem social behavior circuit. Nat. Neurosci., Jan. 11 [Epub. ahead of print].
    • Glowatz E. (2017) Self-control and the human brain: the neuroscience of impulse control. Medicaldaily, Jan. 12 (http://www.medicaldaily.com/self-control-and-human-brain-neuroscience-impulse-control-408348).
    • Soutschek A., Ruff C.C., Strombach T. et al. (2016) Brain stimulation reveals crucial role of overcoming self-centeredness in self-control. Sci. Adv., 2(10): e1600992.