Развитие и прогрессирование болезни Крона определяются различными генами

13 січня 2017 о 12:24

Развитие и прогрессирование болезни Крона определяются различными генамиВ ходе новой работы ученые из Кембриджского университета (University of Cambridge), Великобритания, идентифицировали серию генетических вариантов, которые влияют на тяжесть болезни Корона (БК) — воспалительного заболевания кишечника, однако они пришли к выводу, что ни один из этих вариантов не определяет индивидуальный риск развития патологии. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature Genetics».

В основе патогенетических механизмов БК, как и при множестве подобных хронических «комплексных» патологий, лежит не один генетический фактор. В настоящее время известно около 170 генетических вариантов, каждый из которых повышает риск развития расстройства. Ранее специалисты полагали, что существует какое-то «критическое число» данных генов, а заболевание развивается только у носителей определенного количества генетических вариантов. Однако в ходе данного исследования ученые определили, что эти варианты влияют на прогрессирование патологии, но не на ее возникновение. Авторы работы отметили, что при предыдущих генетических исследованиях специалисты успешно идентифицировали факторы риска БК, однако полученные результаты не позволяют им ответить на вопрос — почему при равных условиях степень тяжести заболевания у пациентов может значительно различаться? Ранее специалисты заметили, что у членов одной семьи патология развивается по аналогичному пути. Это позволило исследователям предположить, что генетические факторы могут оказывать значительное влияние на прогноз заболевания.

В ходе данной работы ученые проанализировали генотип 2700 лиц, у которых была диагностирована БК различной степени тяжести. Сравнивая ДНК участников, исследователи выявили 4 генетических варианта, которые влияют на тяжесть патологии. Они подчеркнули, что ни один из этих генов не определяет риск возникновения патологии. Затем эксперты проанализировали все известные генетические факторы риска БК и установили, что ни один из них не оказывает влияния на ее тяжесть. Это позволило им предположить, что прогрессирование патологии и ее первоначальное развитие определяются различными биологическими механизмами.

Один из генетических вариантов, на который обратили внимание ученые, был ген FOXO3, который принимает участие в модуляции высвобождения цитокинов — протеинов, синтезирующихся клетками иммунной системы в ответ на проникновение инфекционного агента. Этот биологический механизм, как доказали специалисты в ходе предыдущих работ, влияет на тяжесть еще одного аутоиммунного заболевания — ревматоидного артрита. Другой генетический вариант был близок к гену IGFBP1, который, как известно, влияет на активность иммунной системы. Его роль также вначале была доказана для ревматоидного артрита в ходе исследования, в котором эксперты изучали количество антител и получили доказательства, что чем их больше, тем тяжелее протекает заболевание.

Третий генетический вариант, который вызвал заинтересованность у ученых, располагался на участке МНС, который, как было доказано ранее, определяет реакцию клеток иммунной системы на возникновение инфекции. Этот участок вовлечен в развитие многих аутоиммунных патологий, включая БК, но генетические варианты, предрасполагающие к развитию данной патологии, по словам исследователей, отличаются от тех, которые обусловливают скорость ее прогрессирования. Так, вариант, который они идентифицировали в ходе данной работы, ассоциирован с медленным развитием патологии и длительным сохранением легкой степени тяжести вследствие слабого иммунного ответа. Последним геном, привлекшем внимание ученых в ходе данной работы, был ген XACT, о котором в настоящее время известно очень мало. Вероятно, он наиболее активен в клетках кишечника, которые, как известно, поражаются при БК.

Руководитель работы доктор Джеймс Ли (James Lee) отметил, что полученные результаты позволяют с другой стороны посмотреть на генетические факторы, приводящие к развитию и прогрессированию БК, и могут стать основой для разработки новых методов лечения заболевания. Кроме того, учитывая, что некоторые из идентифицированных генетических вариантов определяют течение и других аутоиммунных патологий, он надеется, что сделанные выводы будут полезны и при составлении схем терапии этих состояний.

• University of Cambridge (2017) Crohn’s disease risk and prognosis determined by different genes, study finds. Medical News Today, Jan. 10 (http://www.medicalnewstoday.com/releases/315130.php).