Ранние признаки болезни Альцгеймера определяют при диагностике ликвора

27 грудня 2016 о 13:06

Ранние признаки болезни Альцгеймера определяют при диагностике ликвораВ настоящее время болезнь Альц­геймера считается наиболее распространенной формой деменции, составляющей до 60–70% всех диагностируемых случаев. Одной из гипотез, дающих предполагаемое объяснение развитию заболевания, является амилоидная теория, согласно которой основной причиной болезни Альцгеймера считаются отложения бета-амилоида в тканях головного мозга, что в последующем служит триггером, запускающим последовательность нейродегенеративных изменений. Наряду с этим о роли микроглии в патогенезе указанного заболевания известно недостаточно.

В новой работе, проведенной исследователями Немецкого центра нейродегенеративных заболеваний (German Center for Neurodegenerative Diseases (DZNE)) и Больницы при Университете Людвига Максимилиана (Ludwig Maximilian University), Мюнхен, Германия, сообщается о выявлении раннего иммунного ответа у лиц с генетической предрасположенностью к развитию болезни Альцгеймера. В частности, ученые показали, что у таких людей начинают развиваться патологические иммунные реакции по меньшей мере за 7 лет до предполагаемого начала изменений, характеризующих деменцию. Результаты исследования показывают, что при болезни Альцгеймера воспалительные процессы в тканях головного мозга развиваются достаточно динамично, являясь предикторами проявления деменции. При этом маркером запуска иммунных реакций может служить специфический протеин, определяемый в ликворе. Это, в свою очередь, предоставляет возможность специалистам отслеживать прогрессирование заболевания. Результаты исследования опубликованы в журнале «Science Translational Medicine» 15 декабря 2016 г.

Так, ученые под руководством профессоров Кристиана Хаасса (Christian Haass) и Михаэля Эверса (Michael Ewers) смогли выявить возрастающую активность иммунных процессов в тканях головного мозга, измеряя в ликворе уровень специфического протеина TREM2. Протеин TREM2 сегрегируется клетками микроглии и, таким образом, отражает степень их активности. В случае наследственной формы болезни Альцгеймера сроки начала изменений, характеризующих деменцию, можно прогнозировать с достаточной степенью точности, что объясняет возможность контроля повышения уровня протеина TREM2 до ожидаемого появления симптомов деменции.

По словам профессора К. Хаасса, активность клеток микроглии стимулируется процессами отмирания клеток мозга, а не отложениями амилоидного протеина. Кроме того, микроглия может оказывать защитную функцию, которая, тем не менее, истощается по мере прогрессирования болезни.

В настоящем исследовании участвовали 127 лиц с генетической предрасположенностью к болезни Альцгеймера. Средний возраст испытуемых составлял около 40 лет. У подавляющего большинства участников проекта не наблюдалось никаких симп­томов деменции или фиксировались лишь незначительные когнитивные нарушения. Исследование проводилось в рамках Всемирного проекта по изучению доминантно наследуемой болезни Альцгеймера (Dominantly Inherited Alzheimer Network — DIAN).

В заключение авторы научной работы отметили, что существует много общего между наследственной формой болезни Альцгеймера и ее так называемым спорадическим вариантом, который является гораздо более распространенным явлением. Поэтому уровень TREM2-протеина может служить биомаркером для отслеживания активности иммунологических процессов, отражающих прогрессирование болезни Альцгеймера, независимо от того, является ли заболевание генетическим или нет. Кроме того, TREM2-протеин можно применять в качестве терапевтического маркера, указывающего на эффективность применения лекарственных средств. Все эти аспекты, по словам ученых, заслуживают профессионального внимания и будут рассмотрены в будущих исследованиях.

• DZNE — German Center for Neurodegenerative Diseases (2016) Early signs of Alzheimer’s detected in cerebrospinal fluid. Science Bulletin, Dec. 15 (http://sciencebulletin.org/archives/8175.html).
    • Suarez-Calvet M., Araque Caballero M.A., Kleinberger G. et al. (2016) Early changes in CSF sTREM2 in dominantly inherited Alzheimers disease occur after amyloid deposition and neuronal injury. Sci. Transl. Med., Dec. 14 (http://stm.sciencemag.org/content/8/369/369ra178).