Занятия музыкой способствуют формированию новых синапсов в головном мозгу

28 листопада 2016 о 15:20
813

0093Известно, что уроки музыки благотворно влияют на детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Однако механизм, благодаря которому осуществляется такое влияние, пока неизвестен.

Интересную гипотезу выдвинули специалисты Детской больницы Мексико имени Федерико Гомеса (Hospital Infantil de México Federico Gómez), Мексика, под руководством Пилар Диес-Суарес (Pilar Dies-Suarez). На основании результатов, полученных в ходе небольшого исследования, мексиканские ученые предполагают, что занятия музыкой приводят к увеличению числа межнейронных синапсов в определенных зонах головного мозга.

Такие данные представлены на ежегодной встрече Радиологического общества Северной Америки (Radiological Society of North America) в Чикаго, США.

Участниками исследования стали 23 здоровых ребенка в возрасте 5–6 лет, все — правши, без сведений о каких-либо неврологических расстройствах в анамнезе. Никто из этих детей раньше не посещал художественных или музыкальных занятий.

Всем участникам исследования до и после музыкальных занятий проведена диффузионно-взвешенная магнитно-резонансная томография. Напомним, суть этого метода состоит в визуализации диффузии молекул воды в тканях, что позволяет, например, определить направление крупных пучков нервных волокон белого вещества головного мозга.

Как известно из предыдущих исследований, РАС и СДВГ ассоциируются с уменьшением объема аксональных пучков, формирующих часть мозолистого тела под названием «лобные (малые) щипцы» (forceps frontalis [minor]) и проходящих в направлении лобных долей больших полушарий головного мозга. Предполагается, что уменьшение числа синапсов в зоне фронтальной коры является биомаркером вышеуказанных патологий.

Однако после 9 мес занятий музыкой с использованием перкуссионных трубок Boomwhackers даже у здоровых участников исследования отмечено увеличение объема аксональных пучков и числа синапсов, особенно существенное в зоне фронтальных щипцов мозолистого тела.

По мнению авторов исследования, уроки музыки предполагают вовлечение множества механизмов — слух, когнитивные функции, социальные и эмоциональные механизмы, благодаря чему между соответствующими зонами головного мозга и формируются дополнительные связи. Мексиканские врачи полагают, что полученные ими результаты могут помочь при разработке новых стратегий по ведению пациентов с РАС и СДВГ.

  • Radiological Society of North America (2016) Musical training creates new brain connections in children. ScienceDaily, Nov. 21 (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/11/161121180403.htm).

Алина Жигунова