Грудное молоко защищает ребенка от стрептококка группы В

31 серпня 2016 о 16:44
2070

351202Ученые из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London), Великобритания, в ходе новой работы обратили внимание, что в грудном молоке некоторых женщин содержится углевод, который может защитить новорожденного от стрептококка группы В. Данная бактерия, которая при определенных условиях может быть опасной для жизни, является основной причиной менингитов у детей раннего возраста. Результаты работы опубликованы в журнале «Clinical and Translational Immunology».

Стрептококк группы В выявляют у преобладающего большинства женщин во влагалище и кишечнике. В 30% случаев бактерия передается ребенку во время родов или через грудное молоко, которое содержит различные типы углеводов, именуемые олигосахаридами грудного молока. Последние не перевариваются пищеварительной системой ребенка и используются только в качестве питательной среды для микрофлоры кишечника. Известно, что тип углеводов, содержащийся в молоке, частично определяется генетическими факторами, в частности антигенами системы Льюиса, которые являются биологической основой групповой принадлежности крови.

Участницами данного исследования стали 183 женщины из Гамбии. Исследователи проанализировали состав их грудного молока и определили содержащиеся в нем углеводы. Кроме того, они исследовали женщин и их детей на предмет носительства стрептококка группы В в день родов, а также через 6 и 60–89 дней. Оказалось, что у тех женщин, у которых продуцируются углеводы, связанные с системой Льюиса, значительно реже, чем у других кормящих матерей, определялась анализируемая бактерия в кишечнике, а их детям она редко передавалась во время родов. Кроме того, ученые отметили, что в молоке женщин, чьим детям в момент рождения передан стрептококк группы В, присутствовал специфический углевод — лакто-n-дифукогексоза I, — который, по всей видимости, способствовал полному уничтожению бактерии в организме ребенка через 60–89 дней после рождения. Учитывая полученные результаты, авторы исследования предположили, что олигосахариды грудного молока, синтез которых связан с генами, определяющими систему Льюиса, имеют протективные свойства.

Во второй части исследования ученые проанализировали бактерицидные способности различных проб грудного молока, полученных от участниц. Они выявили, что уничтожение стрептококка группы В более активно происходило в образцах молока, содержащего лакто-n-дифукогексозу I, чем в тех, в составе которых не отмечали специфический олигосахарид. Исследователи предполагают, что лакто-n-дифукогексоза I содержится в грудном молоке около половины женщин планеты.

Автор данной работы доктор Николас Андреас (Nicholas Andreas) заявил, что, несмотря на то, что исследование является одним из первых в данном направлении, уже сегодня можно говорить о сложности состава грудного молока и о его позитивном влиянии на состояние здоровья ребенка. Он предположил, что олигосахариды, входящие в состав молока, защищают организм ребенка от таких инфекционных агентов, как ротавирус и стрептококк группы В, и в то же время стимулируют рост нормальной микрофлоры его кишечника. Ученые надеются, что полученные результаты помогут в разработке новых методов, направленных на защиту кормящих матерей и их детей от инфекционных патологий. Например, они предлагают анализировать кровь беременных или недавно родивших женщин и определять у них наличие активной копии генов системы Льюиса. Это позволит оценивать риск колонизации организма их ребенка стрептококком группы В в долгосрочной перспективе.

Н. Андреас отметил, что некоторые компании уже занимаются изучением возможности добавления различных олигосахаридов в состав молочных смесей, однако он полагает, что воссоздать их природное соотношение будет крайне сложно. Существующие сегодня экспериментальные молочные смеси содержат лишь пару специфических углеводов, в то время как в грудном молоке их десятки. Кроме того, количество каждого углевода в молоке постоянно изменяется по мере взросления ребенка, и новорожденный получает олигосахаридов больше, чем ребенок, достигший возраста 6 мес.

• Andreas N.J., Al-Khalidi A., Jaiteh M. et al. (2016) Role of human milk oligosaccharides in Group B Streptococcus colonization. Clin. Translat. Immunol., August 26 [Epub ahead of print].
  • Imperial College London (2016) Breast milk sugar may protect babies against deadly infection. ScienceDaily, August 26 (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/08/160826104850.htm).