Идентифицированы молекулярные маркеры шизофрении

22 липня 2016 о 16:23

Идентифицированы молекулярные маркеры шизофренииГлутамат — один из распространенных возбуждающих нейромедиаторов в головном мозгу. Уже сравнительно долгое время научным сообществом обсуждается гипотеза о том, что развитие шизо­френии является следствием нарушения глутамат­ергической системы, а именно — дисфункции N-метил-D-аспартат рецепторов (NMDAR).

В новом исследовании в рамках систематического обзора с метаанализом, опубликованном в рейтинговом журнале «JAMA Psychiatry», ученые из Королевского колледжа Лондона (King’s College London), Великобритания, попытались найти подтверждение этой гипотезы. Авторы провели обзор всех доступных по этой теме научных работ и в окончательный анализ включили 59 наиболее качественных из них.

Главной задачей анализа было сравнение концентрации глутамата и его метаболитов в разных участках мозга. Сравнение их уровня во фронтальных участках, в том числе и в дорсолатеральной префронтальной коре, не показало никаких существенных различий. Однако такие различия, по результатам анализируемых работ, выявили в базальных ганглиях (подкорковые ядра, участвующие в принятии решений относительно выбора действий), медиальной височной доле (долговременная память и другие функции) и таламусе (регуляция сна, бодрствования, сознания). В первом и последнем случае у пациентов с шизо­френией был повышен уровень как глутамата, так и его метаболитов, а в височной доле — только метаболитов в сравнении с контролем.

Такое накопление глутамата и его метаболитов, по мнению исследователей, связано с гипофункцией NMDAR. При высокой концентрации, кроме нарушения функции, эти вещества способны оказывать цитотоксическое действие и разрушать нейроны в указанных участках.

В своих выводах ученые рекомендуют фармакологам в разработке новых препаратов для лечения шизофрении опираться на полученные в ходе исследования результаты. Вещества с акцентом действия на снижение глутаматергической нейропередачи могут иметь значительный терапевтический потенциал.

• Merritt K., Egerton A., Kempton M.J. et al. (2016) Nature of Glutamate Alterations in SchizophreniaA Meta-analysis of Proton Magnetic Resonance Spectroscopy Studies. JAMA Psychiatry, 73(7): 665–674.

Виталий Безшейко