В Германии запрещена цитогенетическая диагностика

11 лютого 2011 о 16:10

В Германии запрещена цитогенетическая диагностикаНациональная академия наук Германии Леопольдина (German Academy of Sciences Leopoldina) опубликовала доклад с рекомендациями о проведении предимплантационной генетической диагностики «молодых» эмбрионов. Эта диагностика необходима для предопре­деления врожденных генетически индуцированных заболеваний. На сегодняшний день данное исследование запрещено в Германии.

Специалист по вопросам этики Ханс-Петер Зеннер (Hans-Peter Zenner) из университета Тюбингена (the University of Tübingen), возглавляющий авторский коллектив доклада, подчеркивает, что решение о проведении диагностики необходимо предоста­вить женщине, и государство не вправе вмешиваться в такие персональные дела.

Выявление хромосомных и генных дефектов в предимплантационный период проводится следующим путем. Яйцеклетка, оплодотворенная в пробирке, в течении 5–6 дней путем деления превращается в бластоцисту, из которой берут несколько клеток на диагностику. В последствии женщине имплантируют только здоровые бластоцисты.

Такое цитогенетичнское исследование разрешено в США и большинстве стран Европейского Союза. В Германии данная процедура запрещена как противоречащая закону о защите эмбрионов. Однако в июле 2010 г. Верховный Федеральный суд оправдал Берлинского гинеколога, проводившего данное тестирование супружеским парам, которые обладали высоким риском передачи своим детям генетических заболеваний. Академия Леопольдина полностью поддержала это решение, поскольку во время предимплантационной генетической диагностики здоровые эмбрионы не уничтожаются. А значит, закон по защите эмбрионов к этой процедуре неприменим.

В октябре 2010 г. в Германии по этому вопросу проведены свободные парламентские голосования, во время которых канц­лер Ангела Меркель объявила, что лично она поддерживает запрет на тестирование. Критики предимплантационной генетической диагностики опасаются, что оно будет способствовать планированию детей по характеру, цвету глаз или волос. Данное предположение является особенно болезненным для Германии, где евгеника практиковалась в эпоху нацизма.

Чтобы заручится поддержкой парламентариев, ученые академии Леопольдины в составе13 экспертов в области репродуктивной медицины, человеческой генетики, биологии развития, этики и права решили подготовить доклад с экспертным заключением по предимплантационной генетической диагностике и разработать рекомендации по его регулировке.

В нем сообщается, что предимплантационная генетическая диагностика должна быть разрешена парам, планирующим беременность, в тех случаях, когда ребенок может унаследовать такое сочетание генов, которое приведет к развитию серьезных и неизлечимых генетических заболеваний. К таковым относят и те, которые впервые проявляются в зрелом возрасте. При любых других обстоятельствах диагностика не должна быть разрешена.

Согласно рекомендациям, правительство должно, по примеру Великобритании, установить тщательный контроль над процедурами, касающимися искусственного оплодотворения и эмбриологии. Необходимо оценивать каждый случай и обеспечивать родителей соответствующими рекомендациями.

Также в докладе обращают внимание на правовое несоответствие законодательства касательно генетических заболеваний. Врачи имеют право выбора спермы для искусственного оплодотворения, чтобы исключить передачу хромосомных и генетических дефектов. Женщины могут делать аборт, если доказано, что плод может обладать врожденными заболеваниями. По мнению ученых, аборт является бόльшей психологической травмой для женщин, чем предварительный отбор здоровых эмбрионов, для благополучного разрешения беременности.

Исследователи сообщают, что сегодня многие немецкие пары едут в соседние страны, такие как Бельгия, Великобритания, для предимплантационной генетической диагностики, и будут продолжать это делать, пока она запрещена в Германии. По оценкам доклада, в случае разрешения дигностики предимплантационное генетическое исследование будет проводиться лишь несколько сотен раз в год  и не превратится в массовый скрининг внешности детей, как утверждают некоторые критики.

По материалам http://www.nature.com