Реклама в номере 3(113) – V/VI 2016

Тайна руки Микеланджело: в конце своей жизни творцу приходилось работать, превозмогая боль

Антонюк А.

Резюме. Из-за развившегося у него остеоартроза

Тайна руки Микеланджело: в конце своей жизни творцу приходилось работать, превозмогая больМногие современники хотели бы поменяться руками с Микеланджело Буонарроти, одним из известнейших творцов эпохи Возрождения, художником и скульптором, которому удалось добиться признания еще при жизни. Однако, несмотря на то, что Микеланджело работал до самой смерти, наступившей за 3 нед до исполнения 89 лет, в последние годы жизни он мучительно страдал от остеоартроза — дегенеративно-дистрофического заболевания суставов. Об этом на страницах «Journal of the Royal Society of Medicine» сообщают специалисты клиники Вилла Салариа (Villa Salaria Clinic), Италия.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), США, около 13,9% американцев в возрасте ≥25 лет и 33,6% — ≥65 лет болеют остео­артрозом. Обычно заболевание поражает хрящевую ткань суставов и, как следствие, вызывает трение суставных поверхностей и деструкцию кости.

Для того чтобы узнать больше о здоровье гения, доктор Давиде Лаццери (Davide Lazzeri) с коллегами проанализировали 3 портрета Микеланджело Буонарроти. Все картины изображали его в возрасте 60–65 лет и отображали изменения при старении. Первая написана Джакопино дель Конте (Jacopino del Conte) в 1535 г. и показывает живописца в возрасте старше 60 лет. Его свисающая левая рука имеет признаки невоспалительного заболевания суставов, предположительно остеоартроза. Вторая картина, принадлежащая руке Даниеле Риччарелли (Daniele Ricciarelli), более известного как Вольтерра (Volterra), и датированная 1544 г., по мнению специалистов, является копией предыдущей. Третья, авторства Помпео Каччини (Pompeo Caccini), написана через 36 лет после смерти Микеланджело в 1595 г.

Ученые заметили, что ранние портреты гения не указывают на наличие каких-либо деформаций руки. Состояние его здоровья ухудшалось за счет длительного долбления и ковки, но постоянная интенсивная работа в то же время служила тренировкой и позволила ему не утратить работоспособность до самой смерти. Если ранее специалисты предполагали наличие подагры у живописца, то результаты текущего анализа несколько опровергли эту теорию: у Микеланджело Буонарроти отсутствовали признаки воспаления, а также тофусы — плотные подкожные образования из-за отложения мочевой кислоты при подагре. При этом в своих письмах Микеланджело сообщал о боли в пальцах, осложняющей процесс писания. Также в письме племяннику он описывал боль в ноге, которая была сходна с таковой при подагре.

Кроме физических недугов, его одолевали психические болезни и расстройства поведения. Депрессия и другие патологии, предположительно, были вызваны хроническим отравлением свинцом — либо из-за красителей и растворителей, часто попадавших на его лицо, либо из-за употребления вина, хранившегося в свинцовых контейнерах.

Анна Антонюк

Если вы заметили ошибку выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить об этом редакции