23 грудня 2015 о 17:48

Низкий уровень цинка в грудном молоке может быть индикатором проблем с кормлениемУровень цинка в грудном молоке может выполнять роль индикатора качества лактации у кормящих грудью. Об этом на страницах «Journal of Mammary Gland Biology and Neoplasia» сообщают ученые Университета штата Пенсильвания (The Pennsylvania State University), США. Исследователи установили, что генетическая вариация, результатом которой может быть потеря или, наоборот, усиление лактационной функции, достаточно распространена среди женщин. Таким образом выявление женщин с аномально низким уровнем микроэлемента поможет быстро выделить когорту лиц с возможным нарушением лактационной функции.

Ранее специалисты установили важную роль протеина ZnT2 при секреции цинка в молоко: у женщин с мутацией этого гена отмечали достоверно низкие уровни цинка в грудном молоке, что приводило к значительной недостаточности цинка в организме детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании. Также ученые выявили, что деструкция гена ZnT2 у мышей ассоциирована с сильными изменениями состава молока и нарушением возможности вскармливать потомство.

В текущем исследовании ученые изучили данные 54 кормящих матерей, 36% из которых имели как минимум один несинонимический однонуклеотидный полиморфизм (non-synonymous single nucleotide polymorphism — SNPs) или мутацию в протеине ZnT2, ассоциируемых с нарушением уровня цинка в грудном молоке. У женщин идентифицировали 12 ранее неизвестных вариантов белка ZnT2, из которых 5 были достоверно связаны с измененным уровнем цинка в грудном молоке.

Участниц исследования распределили на 4 группы в зависимости от уровня цинка в грудном молоке. Наличие изменений ZnT2 регистрировали у 79% женщин с наиболее низкими и у 29% женщин с наиболее высоким уровнем цинка в грудном молоке. У женщин с нормальным уровнем цинка мутационных вариантов ZnT2 не выявлено.

Протеин ZnT2 транспортирует цинк в определенные ткани организма, в том числе в молочные железы. У женщин с мутацией или SNPs может происходить нарушение лактационной функции из-за того, что указанный микроэлемент необходим для роста молочной железы и функционирования ее эпителиальных клеток и секреторных отделов. Даже при нормальной работе молочной железы в организме младенца может возникнуть дефицит цинка — причина ряда иммунологических нарушений и проблем развития.

Также ученые исследовали соотношение натрия к калию (Na/K) в молоке как одного из индикаторов дисфункции молочной железы, которая может быть спровоцирована воспалением или наличием инфекционного агента. У 12% женщин с T288S мутацией ZnT2 отмечали достоверное повышение Na/K по сравнению с женщинами без этой мутации, у 9% женщин с D103E вариантом ZnT2 также отмечали более высокие показатели Na/K по сравнению с лицами без этой мутации.

• Alam S., Hennigar S.R., Gallagher C. et al. (2015) Exome Sequencing of SLC30A2 Identifies Novel Loss- and Gain-of-Function Variants Associated with Breast Cell Dysfunction. J. Mammary Gland Biol. Neoplasia, 20(3–4): 159–172.
    • Penn State (2015) Low zinc levels may suggest potential breast-feeding problems. ScienceDaily, 22 December (http://www.sciencedaily.com/releases/2015/12/151222113507.htm).

Анна Антонюк