24 листопада 2015 о 16:57

Одиночество изменяет организм на молекулярном уровне, способствуя преждевременной смертиОщущение одиночества может пагубно влиять на здоровье, особенно у лиц пожилого возраста, повышая риск их преждевременной смерти на 14%. Об этом сообщили специалисты Чикагского университета (University of Chicago), США, изучив изменения организма, связанные с одиночеством, на молекулярном уровне и опубликовав результаты исследования в Трудах Национальной академии наук (Proceedings of the National Academy of Sciences). Ученые выявили, что одиночество запускает реакцию «бей или беги», которая, в свою очередь, может повлиять на продукцию белых кровяных телец.

В своем исследовании специалисты изучали, каким образом социальная изоляция как причина одиночества влияет на людей и на макак-резус как достаточно высокосоциальных приматов.

В предыдущих работах была продемонстрирована связь между одиночеством и феноменом «сохраняющегося транскриптивного ответа на невзгоды» (conserved transcriptional response to adversity — CTRA), для которого характерно повышение экспрессии провоспалительных генов и снижение экспрессии генов противовирусной защиты. По сути, иммунная система одиноких людей менее эффективна, чем у неодиноких.

В текущем исследовании ученые проверили экспрессию генов в лейкоцитах, клетках иммунной системы, обеспечивающих антибактериальные и противомикробные реакции организма. Как и в предыдущей работе, специалисты установили наличие CTRA-феномена и у одиноких людей, и у макак, находящихся в условиях моделирования социальной изоляции. Однако эксперты выявили реципрокную взаимосвязь между одиночеством и развитием указанного феномена: возникновение специфического поведения генов могло быть как предвестником, так и следствием одиночества. При этом результаты не могли объясняться наличием у изучаемого объекта депрессии, стресса и др.

Также и у одиноких людей, и у макак установлено повышение уровня нейротрансмиттера норадреналина, участвующего в реакции «бей или беги». Согласно данным предыдущего исследования, именно норадреналин способен стимулировать продукцию незрелых моноцитов в костном мозгу.

Сегодня же ученые определи, что увеличение количества незрелых моноцитов, ассоциированное с CTRA-феноменом, у одиноких макак способствует более быстрой репликации вируса иммунодефицита обезьян (аналога ВИЧ) как в крови, так и в головном мозгу. Таким образом одиночество запускает реакцию «бей или беги», вызывая выход незрелых моноцитов, что приводит к повышенной регуляции воспалительных генов и ухудшению противовирусных ответов. Сигналы опасности в головном мозгу при одиночестве активизируются, тем самым влияя на белые кровяные тельца и повышая иммунные риски.

• University of Chicago (2015) Loneliness triggers cellular changes that can cause illness, study shows. Medical News Today, 24 November (http://www.medicalnewstoday.com/releases/303055.php).

Анна Антонюк