Как зарождается жизнь: новые открытия вечного вопроса

28 серпня 2015 о 12:08

Как зарождается жизнь: новые открытия вечного вопросаВ матриксе сперматозоида выявлены заостренные волокна, которые, по мнению ученых, могут играть важную роль в процессе оплодотворения. Это стало известно благодаря работе специалистов из Медицинской школы Университета Вирджинии (University of Virginia School of Medicine’s), США, которые смогли раскрыть структуру протеина, формирующего эти самые волокна. Согласно предоставленным ими на страницах журнала «Andrology» данным, конгломерат этих тонких волокон способствует прикреплению сперматозоида к яйцеклетке.

На протяжении 14 лет ученые работали над изучением строения сперматозоида, но технические возможности позволили исследовать его на фундаментальном уровне лишь сейчас. Специалисты предполагают, что выявленный ими протеин, кристаллизируясь в нити, пенетрирует яйцеклетку, таким образом реализуя оплодотворение.

Это открытие является результатом совместной работы двух лабораторий Отделения молекулярной физиологии и биологической физики (Department of Molecular Physiology and Biological Physics). Многие годы в лаборатории Херса исследовали протеин, который сегодня окрестили лизоцимоподобным протеином сперматозоида 1 (sperm lysozyme-like protein 1 — SLLP1) — одного из протеинов, находящихся в акросоме сперматозоида.

Благодаря возможностям лаборатории Минора специалисты распознали структуру изучаемого белка. Взяв неизмененный кристалл протеина, они постепенно охладили его до криогенных температур, что помогло избежать его разрушения, и взорвали при помощи рентгеновских лучей. При преломлении последних исследователи также смогли просчитать форму протеина.

Для этого открытия понадобились годы кропотливой работы, множество попыток, длительный анализ данных. Однако результат стоит того, поскольку на сегодня специалистам известны всего 9 белков, составляющих сперматозоид млекопитающего.

• University of Virginia Health System (2015) Fertilization discovery: do sperm wield tiny harpoons? Medical News Today, 27 August (http://www.medicalnewstoday.com/releases/298683.php).

Анна Антонюк