29 липня 2015 о 15:43

Молекула, действие которой имитирует физические упражнения, может стать подспорьем для разработки новых методов лечения при ожирении и сахарном диабете 2-го типаУченые Саутгемптонского университета (University of Southampton), Великобритания, синтезировали молекулу, действие которой имитирует благоприятный эффект физической активности при занятиях спортом и проявляется такой же интенсивностью энергетического обмена в организме, как и при физических нагрузках.

Согласно результатам работы, опубликованным в журнале «Chemistry & Biology», синтезированная молекула под названием соединение 14 (compound 14) способна активировать ключевой энергетический сенсор клетки — AMPK (adenosine monophosphate-activated protein kinase), который играет роль внутриклеточного регулятора энергии, и значительно повышать интенсивность процессов метаболизма, уменьшать массу тела и уровень глюкозы в плазме крови.

Как отмечают авторы исследования, механизм действия соединения 14 основан на его способности ингибировать активность клеточного фермента ATIC, играющего важную роль в метаболических процессах, что, в свою очередь, ведет к значительному повышению концентрации молекулы ZMP, которое, как правило, происходит при состояниях истощения клеточной энергии. В результате отмечается повышение активности AMPK и усиление метаболизма глюкозы в клетках.

В ходе проведения ряда доклинических исследований на животных моделях, ученые установили, что однократное применение соединения 14 способствовало значительному уменьшению массы тела и нормализации уровня глюкозы в крови у мышей с ожирением. Масса тела здоровых мышей оставалась прежней, как и уровни глюкозы в крови.

Основываясь на полученных в ходе исследования результатах, ученые считают, что синтезированная ими молекула, активирующая AMPK путем изменения клеточного метаболизма, является потенциальным терапевтическим агентом и способна сыграть существенную роль в разработке новых лекарственных средств для лечения и профилактики заболеваний, связанных с нарушениями обмена веществ, таких как ожирение и сахарный диабет 2-го типа. Специалисты планируют продолжить дальнейшее изучение нового соединения с целью подтверждения его эффективности и безопасности.

• Tavassoli A., Asby D.J., Cuda F. et al. (2015) AMPK activation via modulation of de novo purine biosynthesis with an inhibitor of ATIC homodimerization, Chemistry & Biology, 2 July [Epub ahead of print].
    • Whiteman H. (2015) Exercise-mimicking molecule may offer new treatments for obesity, type 2 diabetes. Medical News Today, 28 July (http://www.medicalnewstoday.com/articles/297363.php).

Сергей Боровик