Стресс в период беременности изменяет структуру ДНК будущего ребенка

19 березня 2015 о 14:44

То, как беременная воспринимает стрессовые ситуации, может существенно отразиться на геноме ее еще не родившегося ребенка путем изменения химической структуры ДНК. Причем значение имеют не столько объективные характеристики раздражителя, оцененные с помощью определения уровня гормонов стресса, сколько отношение женщины к стрессовому фактору. К такому выводу в ходе новой работы пришли ученые из Университета Монреаля (University of Montreal), Канада, под руководством доктора Моше Сзиф (Moshe Szyf). Результаты исследования опубликованы онлайн в журнале «Translational Psychiatry».

Участницами данной работы стали 224 женщины, которые в январе 1998 г. в Монреале пережили снежный буран. В это время они были беременны или забеременели в течение 3 ближайших месяцев. Через 6 мес исследователи попросили участниц охарактеризовать уровень стресса, связанный с этой климатической аномалией, ответив на вопрос: «Как в целом снежный буран отразился на Вас и Вашей семье?». Предложено 5 вариантов ответа: «крайне негативно», «негативно», «нейтрально», «позитивно», «крайне позитивно». В 2011 г. ученые проанализировали уровень метилирования ДНК, извлеченной из Т-лимфоцитов у 34 детей, родившихся у участниц и согласившихся участвовать в работе. Матери 35% из них (группа негативной оценки) в прошлом охарактеризовали последствия бурана как «негативные» или «крайне негативные», 65% — как «позитивные» (группа позитивной оценки).

Отмечено, что уровень метилирования 2872 остатков цитозина, следующих за гуанином в последовательности ДНК, значительно отличался у детей из групп позитивной и негативной оценки (р<0,05). Причем эти последовательности были связаны с 1564 различными генами и 408 биологическими процессами. У детей из группы негативной оценки около половины из 500 важнейших метилирований были гиперметилированы, а оставшиеся — гипометилированы, по сравнению с показателями у детей из группы позитивной оценки. Среди генов, содержащих наибольшее количество значимых нуклеотидных остатков, ученые отметили те, которые отвечали за регуляцию врожденного и адаптивного иммунного ответа.

Авторы работы отметили, что в ходе данного исследования впервые были получены доказательства того, что мыслительный процесс одного человека может приводить к изменениям структуры ДНК у другого. Они подчеркнули, что пагубное влияние стресса не оказалось для них неожиданным, поскольку данному вопросу посвящено множество работ, удивительным являлся тот факт, что к физическим изменениям приводит не столько сам стресс, сколько особенности его восприятия конкретным человеком.

Ученые рассказали, что ныне очень трудно обсуждать с врачами и исследователями — представителями современной материалистической медицины вопросы о том, как эфемерный психологический опыт может приводить к физическим изменениям в организме. И это несмотря на то, что в последнее десятилетие появилось новое направление, названное «поведенческой эпигенетикой», в рамках которого проводят эксперименты с целью изучения молекулярных механизмов, определяющих наличие взаимосвязи между психологическим состоянием и структурой ДНК. К сожалению, многие вопросы все еще остаются без ответа, в частности, не понятно, можно ли предотвратить изменения или использовать их в качестве биологических маркеров.

Комментируя данную работу, доктор Захарий А. Каминский (Zachary A. Kaminsky) из Медицинской школы при Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University School of Medicine), Балтимор, США, отметил, что полученные результаты подтверждают распространенное убеждение о том, что стресс в период беременности, активируя гормональные и эпигенетические механизмы, может перепрограммировать способности к ответу на нестандартные ситуации у потомства и оказывать негативное влияние на состояние иммунной системы.

• Cao-Lei L., Elgbeili C., Massart R. et al. (2015) Pregnant women’s cognitive appraisal of a natural disaster affects DNA methylation in their children 13 years later: Project Ice Storm. Translati. Psych., February 24 [Epub ahead of print].
    • Janeczko L.L. (2015) Pregnant woman’s stress level may affect child’s genome. Medscape, March 11 (http://www.medscape.com/viewarticle/841232).