Чтобы научиться лучше читать, необходимо научиться лучше слушать

30 січня 2015 о 18:00
710

Чтобы научиться лучше читать, необходимо научиться лучше слушатьДалеко не все дети способны с легкостью научиться читать и писать. Если это не связано со слуховыми проблемами или органической патологией головного мозга, и другие когнитивные функции сохранены в полном объеме, то причиной ухудшения выработки указанных навыков может быть дислексия. Это нарушение освоения чтения (в англоязычных странах и письма), имеющее неврологическую природу. Затруднения в обучении читать и писать связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Как следствие у таких лиц возникает недопонимание читаемого текста, дефицит читательского опыта и значительно уменьшается словарный запас.

Ученые из Университета Буффало (University at Buffalo), США, проанализировав данные проведенного ими исследования, отметили роль звукового метода обучения грамоте как эффективного способа выработки навыков чтения и письма, особенно у детей с дислексией и другими подобными расстройствами.

По мнению Криса МакНогана, доктора философии, одного из авторов исследования, фонологическая информация, получаемая человеком, имеет решающее значение в процессе освоения навыка чтения. Он пришел к такому выводу, изучая активность зон головного мозга при воздействии на них визуальных и звуковых возбудителей с использованием магнитно-резонансной томографии.

На протяжении всей жизни человека его мозг, включая все его части, находится в постоянной работе. Известный миф, о частичном использовании всех возможностей мозга остается мифом. Но во время разной работы происходит активизация тех его участков, которые в наибольшей мере отвечают за исполняемую функцию.

У зрячих людей при восприятии знакомых букв и слов во время чтения активизируется зона зрительной коры в левом полушарии (известная как VWFA-зона). Но для четкости понимания значения комбинаций таких визуальных раздражителей, как разное сочетание линий, их ориентация, их воздействие, должно сопровождаться звуковым подкреплением — человек обязан знать, как звучит то, что он видит. Без соответствующего «аудио­опыта» он будет путать схожие звукосочетания. Эта теория легла в основу последнего исследования экспертов из Университета Буффало.

В этом исследовании специалисты изучили работу головного мозга 32 детей в возрасте 8–13 лет, наблюдая за изменениями участков трехмерной модели, отображающих разницу активности разных зон органа. Ученые анализировали эти изменения при трех этапах эксперимента. На 1-м этапе информация подавалась в виде визуального объекта (написанное слово с картинкой), на 2-м — только звукового (написанное слово озвучивалось). На 3-м этапе эксперимента дети сначала слышали, а затем видели слово. На каждом из этапов эксперты подсчитывали количество вокселей — «кирпичиков», из которых состоит трехмерная модель — для того, чтобы количественно охарактеризовать активируемый объем мозга.

Исследователи проверяли, является ли активность аудио-визуальной реакции на 3-м этапе по отношению к сумме активности мозга на 1-м и 2-м этапе аддитивной. Они выявили, что она субаддитивна (суммарная активность на 1-м и 2-м этапе была ниже таковой на 3-м) в области веретенообразной извилины левого полушария, что ассоциировалось с большей скоростью чтения и более быстрым распознаванием написанных слов. Это объясняется отсутствием необходимости активации мультисенсорных нейронов, отвечающих только за новые раздражители, при визуальной стимуляции, следующей сразу после аудиостимуляции. Таким образом, мозг человека, услышавший слово, уже частично готов к тому, чтобы его увидеть. Он знает, как прочитать его фонематические составляющие: ему известно, как выглядят отдельные звукосочетания.

Поэтому звуковой метод обучения грамоте может стать эффективным способом борьбы с дислексией и другими подобными расстройствами навыков чтения, ведь думать о словах иногда куда полезней, чем пытаться их распознать.

    • McNorgan C., Booth J.R. (2015) Skill dependent audiovisual integration in the fusiform induces repetition suppression. Brain Lang., 141: 110–123.
    • University at Buffalo (2015) Concentrating on word sounds helps reading instruction and intervention. ScienceDaily, 28 January (http://www.sciencedaily.com/releases/2015/01/150128141425.htm).

Анна Антонюк