Гиперактивным детям могут помочь простые поведенческие интервенции, направленные на нормализацию сна

23 січня 2015 о 15:29
720

detiРезультаты нового исследования, опубликованные в «British Medical Journal», свидетельствуют, что нормализация сна при помощи поведенческих методик значительно уменьшает выраженность проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. СДВГ входит в группу наиболее распространенных психических расстройств у детей. По статистическим данным, полученным в рамках эпидемиологических исследований на выборке жителей США и Канады, СДВГ отмечают у каждого 5-го ребенка. Дети с этим расстройством чаще других имеют плохую академическую успеваемость, проблемы в социальной сфере, вовлекаются в опасные виды активности.

Одним из эффективных средств для решения проблем со вниманием и гиперактивностью принято считать применение психостимуляторов, однако они не лишены возможных побочных эффектов. Следует отметить, что применение эти препаратов у детей вызывает серьезные дискуссии как среди специалистов, так и влиятельных медицинских организаций. В части стран они не разрешены к применению. Альтернативным методом лечения при СДВГ является психотерапия. В новом рандомизированном контролируемом исследовании (РКИ) получены дополнительные доказательства эффективности поведенческих методик.

В исследовании приняли участие 244 ребенка в возрасте 5–12 лет. Детей распределили на две группы с назначением поведенческих интервенций или стандартной терапии. Детям 1-й группы предоставили информацию относительно нормального сна, циклов сна и гигиены сна (то есть ложится спать в одно и то же время, соблюдать тишину в спальне, использовать кровать только для сна и др.). Также специально обученные психологи использовали поведенческие техники для нормализации сна детей этой группы. Эти техники включали, например, игнорирование протеста ребенка и его вознаграждение за выполнение заданий. В некоторых случаях использовали технику «отодвигания» времени засыпания, при этом ребенка будили утром в одно и то же время. Таким образом, у ребенка возникала естественная сонливость, и он быстрее засыпал в вечернее время. Также применяли техники релаксации и представление визуальных образов при бессоннице. К типичным техникам релаксации можно отнести прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону (постепенное напряжение и расслабление различных групп мышц), а к последним методикам — детальное представление в воображении различных предметов перед засыпанием или образов, ассоциированных с позитивными эмоциями.

В результате после проведенных мероприятий родители детей и учителя отмечали существенное уменьшение выраженности симптомов расстройства в группе активной терапии. Это нашло отображение в баллах, набранных по шкалам, оценивавших поведение детей, их качество сна, качество жизни, повседневное функционирование, посещение школы. В сравнении с контрольной группой отмечали достоверное уменьшение выраженности симптомов СДВГ, что составило –2,9 балла по шкале тяжести симптомов. Так называемый размер эффекта составил –0,3 для всех симптомов, что соответствует умеренному эффекту применяемых методик. Особенно выраженные улучшения отмечали в концентрации внимания.

В целом в рамках нового РКИ наглядно продемонстрировано, что значительного уменьшения выраженности симптомов СДВГ можно достичь при помощи сравнительно простых поведенческих методик. Однако неясно, что стало первопричиной позитивных изменений. По мнению самих авторов, улучшения у детей отмечали в результате нормализации сна. Применение методик бихевиоральной терапии могло оказать влияние не только на сон, но и на другие поведенческие аспекты СДВГ.

Hiscock H., Sciberras E., Mensah F. et al. (2015) Impact of a behavioural sleep intervention on symptoms and sleep in children with attention deficit hyperactivity disorder, and parental mental health: randomised controlled trial. BMJ, 350: h68.

Виталий Безшейко