Бактериальные биопленки могут играть роль в развитии колоректального рака

30 грудня 2014 о 09:34

Бактериальные биопленки могут играть роль в развитии колоректального ракаПоследнее время ученые часто задумывались о роли бактерий в процессах хронического воспаления и как следствие — колоректального рака, но до сегодняшнего дня необходимой доказательной базы не существовало. Поэтому результаты исследования ученых из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University School of Medicine), США, и Школы общественного здоровья Блумберга (Bloomberg School of Public Health), США, свидетельствующие о связи между бактериальными биопленками и указанной патологией, помогли пролить свет на этот вопрос.

Согласно им, наличие биопленки на слизистой оболочке кишечника коррелирует с изменениями в тканях стенки и повышением клеточной пролиферации, которая имеет место при опухолевидном процессе. Также специалистов заинтриговала их локализация: практически во всех случаях бактериальные пленки размещались исключительно на новообразованиях правых отделов кишечника. Так, при 13 видах рака из 15, а также во всех четырех случаях аденомы, биопленки имели правостороннюю локализацию.

Эти выводы сделаны на основе материала, взятого во время операции или колоноскопии у 118 лиц, у части которых выявлено злокачественные образования. Результаты анализа опубликованы онлайн Национальной академией наук (National Academy of Sciences), США.

При помощи новой исследовательской методики ученым удалось рассмотреть трехмерную структуру бактериального сообщества. Они пришли к выводу, что триггером канцерогенного процесса выступает не конкретный агрессивный бактериальный штамм, а совокупность микроорганизмов. Также ученые выявили уменьшение белка E-кадгерина, отвечающего за межклеточные взаимодействия, в местах локализации биопленки.

Таким образом, наличие бактериальных биопленок на слизистой оболочке может в будущем служить индикатором повышенного риска неоплазии толстого кишечника, что несколько изменит современный подход к интерпретации скрининговых данных колоноскопии. Еще один вопрос, лежащий на повестке дня, возможно ли при помощи пробиотиков предотвратить образование бактериальной биопленки.

• Dejea C.M., Wick E.C., Hechenbleikner E.M. et al. (2014) Microbiota organization is a distinct feature of proximal colorectal cancers. Proc. Natl. Acad. Sci. USA, 111(51): 18321–18326.
    • Nelson R. (2014) Bacterial Biofilms May Play Role in Colorectal Cancer. Medscape Medical News, December 23 (http://www.medscape.com/viewarticle/837145).

Анна Антонюк