Иммунный ответ на вакцину против гриппа определяется генетическими факторами

24 грудня 2014 о 17:22

Иммунный ответ на вакцину против гриппа определяется генетическими факторамиЭффективность ежегодных прививок от гриппа определяется тем, насколько они соответствуют типу вируса, циркулирующего в конкретный сезон. Не последнюю роль в искусственно создаваемом уровне противовирусной защиты играет и сила иммунного ответа, индуцированного вакциной. В ходе нового исследования, результаты которого опубликованы в журнале «PLOS Pathogens», ученые из Базельского университета (University of Basel), Швейцария, доказали, что иммунный ответ на введение противогриппозной вакцины во многом зависит от варианта гена IL-28B.

Формирование прочного защитного иммунного ответа является основной задачей вакцинации против вируса гриппа. В глобальном масштабе рост заболеваемости гриппом ассоциирован с повышением смертности среди людей пожилого возраста, беременных и людей с иммуносупрессивными состояниями. Для профилактики заболевания специалисты рекомендуют ежегодную вакцинацию противогриппозными вакцинами, однако среди некоторых групп людей эффективность данного метода невысока. Например, у лиц, перенесших трансплантацию органов, поствакцинальная сероконверсия наблюдается лишь в 30–50% случаев, что может быть связано со снижением интенсивности адаптивных иммунных ответов. Однако в последнее время многие специалисты придерживаются мнения, что иммунный ответ на введение вакцины может модулироваться интерферонами. Понимание факторов, вовлеченных в формирование успешного иммунного ответа и сероконверсии, позволит оптимизировать подходы к разработке новых вакцин.

В ходе данной работы исследователи под руководством доктора Адриана Эджли (Adrian Egli) проанализировали образцы крови 196 пациентов, перенесших трансплантацию органов. Известно, что люди этой группы имеют повышенный риск возникновения инфекционных заболеваний, поскольку их иммунная система искусственно угнетается приемом иммуносупрессивных препаратов, предотвращающих отторжение трансплантата. У таких пациентов эффективность вакцин обычно значительно ниже, чем у представителей общей популяции. Образцы вакцин, использовавшихся в данной работе, были взяты из клинических исследований, посвященных изучению их действия у больных, принимающих иммуносупрессоры, поскольку одной из целей при разработке препаратов является повышение их эффективности у людей, перенесших трансплантации органов, и у других пациентов с нарушениями работы иммунной системы.

В ходе предыдущих работ ученые обратили внимание, что на иммунный ответ оказывает влияние вариант гена IL-28B, потому авторы данной работы определили, носителем какого аллеля является каждый из участников. Как и в случае большинства генов, каждый человек имеет две копии гена IL-28B. Исследователи определили, что большинство участников (135) являются носителями двух копий аллеля Т. Из остальных 61 пациента у 54 присутствовали как вариант Т, так и вариант G, а 7 были гомозиготны и имели две копии минорного аллеля G.

Проанализировав полученные результаты, ученые пришли к выводу, что у участников, являвшихся носителями по меньшей мере одной копии аллеля G, чаще наблюдали сероконверсию (выработку специфических антител) при введении вакцины, что наиболее заметно было у пациентов, применяющих иммунодепрессанты в высоких дозах. Для объяснения выявленной закономерности авторы исследования детально изучили клетки иммунной системы 47 участников (34 были носителями двух копий Т-аллеля, а остальные 13 — хотя бы одной версии G). Ученые установили значительные различия в типе ответа Т-клеток, пролиферации и синтезе антител В-клетками у пациентов после введения противогриппозной вакцины. У носителей основного аллеля отмечали рост Т-клеток на фоне снижения активности В-клеток и интенсивности синтеза антител.

Для того чтобы определить, насколько полученные результаты релевантны для здоровых людей, ученые проанализировали состояние 28 волонтеров без нарушений состояния иммунной системы. 28 из них были носителями Т-аллеля, а 21 — хотя бы одного варианта G. Исследователи определили, что у носителей минорного аллеля иммунный ответ после вакцинации был сильнее, чем у участников с вариантом Т. Если же последние перед введением вакцины получали препараты, являющиеся ингибиторами рецепторов к интерлейкину-28 В (IL-28B), сила иммунного ответа заметно увеличивалась.

Ученые предполагают, что полученные результаты позволяют говорить о том, что IL-28B является ключевым регулятором иммунного ответа при введении противогриппозной вакцины. Возможно, блокирование рецепторов IL-28B могло бы стать новой стратегией для повышения эффективности вакцинации, открывая тем самым новые направления в разработке вакцин, адъювантов и иммунотерапевтических препаратов.

• Egli A., Santer D.M., O’Shea D. et al. (2014) IL-28B is a key regulator of b- and t-cell vaccine responses against influenza. PLOS Pathogens, December 11 [Epub ahead of print].
    • PLOS (2014) A key human gene modifies the immune response to flu vaccine. ScienceDaily, December 11 (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/12/141211142140.htm).