Кто чаще всего склонен к антисоциальному поведению?

17 грудня 2014 о 12:00

Кто чаще всего склонен к антисоциальному поведению?Что заставляет людей совершать преступления, провоцировать конфликты, идти наперекор устоявшимся социальным традициям и законам? Ответить на этот вопрос попытались ученые из Монреальского университета (University of Montreal), Канада. Они выяснили, что в основе формирования антисоциального поведения лежит сочетание конкретных генетических аспектов и деструктивного влияния внешней среды. Результаты исследования опубликованы в «International Journal of Neuropsychopharmacology».

В своей работе специалисты рассматривают влияние разных генов, их комбинаций, а также внешних факторов, провоцирующих отрицательные переживания, на неправомерное поведение несовершеннолетних. Для получения нужной базы данных ученые провели анкетирование среди 1337 лиц в возрасте 17–18 лет. Участники анонимно отвечали на вопросы о семейных конфликтах, случаях сексуального насилия и правонарушениях. Анкета также содержала ряд вопросов, относящихся к общей картине отношений в семье. У подростков брали образцы слюны для изучения ДНК-материала.

После проведенного анализа, ученые выделили ряд основных генов, отвечающих за катаболизм веществ, влияющих на головной мозг, в частности гены MAOA-uVNTR, BDNF и 5-HTTLPR. Ген MAOA-uVNTR кодирует ключевой фермент в катаболизме нейротрансмиттеров мозга, в частности серотонина. Ученые отмечают, что около 25% кавказских мужчин имеют менее активный вариант этого фермента. Сочетание такого явления и фактора физического насилия в детском возрасте приводит к антиобщественному поведению. Ген BDNF кодирует нейротрофический фактор мозга, регулирующий пластичность нейронов. Под этим термином понимают способность клеток нашего мозга к реорганизации существующих путей и связей на протяжении всей жизни. Низкие уровни этого белка регистрируют у 30% людей. Согласно данным проведенных исследований, сочетание низких концентраций нейротрофического фактора мозга с интенсивной агрессией со стороны сверстников приводит к повышенной агрессии индивида. Третьим геном, влияющим на формирование антисоциального поведения, является 5-HTTLPR, отвечающий за перенос серотонина. Его низкий уровень отмечают у 20% населения.

Ученые установили, что наличие комбинации таких особенностей работы генов с неблагоприятными внешними воздействиями, в частности такими, как семейные конфликты, сексуальное насилие, повышают вероятность правонарушения субъектом. Исследователи также отмечают, что среди лиц, в семье которых преобладали теплые, положительные отношения, нарушения регистрировали значительно реже, либо их совсем не было.

• Nilsson K.W., Comasco E., Hodgins S. et al. (2014) Genotypes do not confer risk for delinquency but rather alter susceptibility to positive and negative environmental factors: Gene-environment interactions of BDNF Val66Met, 5-HTTLPR, and MAOA-uVNTR. International Journal of Neuropsychopharmacology, December 2014 [Epub ahead of print].
    • Université de Montréal (2014) Are you genetically predisposed to antisocial behaviour? ScienceDaily, 12 December (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/12/141212122428.htm).

Анна Антонюк