Дыши глубоко и будь здоров: выяснено, как легкие могут защищать сами себя

2 грудня 2014 о 16:23

Дыши глубоко и будь здоров: выяснено, как легкие могут защищать сами себяСпособность дышать воспринимается нами, как что-то само собой разумеющееся. И тем не менее, люди с серьезными заболеваниями респираторной системы могут поспорить с этим утверждением. В статье, опубликованной в «FASEB Journal», ученые описывают ранее неизвестное свойство протеина SPLUNC1 связываться с липидами, важными для защиты от бактериальной и вирусной инфекции, а также для поддержания влажности легочной ткани. Это открытие еще ближе подвело исследователей к разработке «антибиотиков будущего», основной функцией которых станет максимально безопасная борьба с легочной инфекцией.

«Пролив свет на механизмы взаимодействия между различными элементами легочного сурфактанта, мы сможем значительно продвинуться в вопросе новых методов лечения различных заболеваний легких, — говорит Гонгы Чжан (Gongyi Zhang), доктор философии, научный сотрудник из Еврейского национального центра здоровья (National Jewish Health), США. — Мы ожидаем, что результаты нашего исследования помогут приблизиться к разработке терапевтических средств с использованием протеина SPLUNC1 для помощи в борьбе с инфекционными агентами пациентам с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких».

Чтобы сделать это открытие, Г. Чжан и его коллеги сверхэкс­прессировали и кристаллизировали протеин SPLUNC1. Также они смогли установить трехмерную молекулярную структуру протеина SPLUNC1 с помощью рентгеновской кристаллографии. Сравнив ее с уже известной структурой белка BPI, который обладает бактерицидным действием, ученые выявили резкое различие поверхностного заряда, предполагая, что причиной тому есть различие в их липидных лигандах. Также установлено свойство протеина SPLUNC1 специфически связываться с дипальмитоилфосфатидилхолином — поверхносно-активным веществом, одним из главных компонентов сурфактанта. Его основными функциями являются бактерицидная и расправление альвеол легких с предотвращением слипания их стенок.

По мнению ученых, сделанное ими открытие в отношении бактерицидных свойств белка — огромный шаг на пути преодоления сложных инфекций, например вызванных метициллинрезистентным золотистым стафилококком и синегнойной палочкой.

• Federation of American Societies for Experimental Biology (2014) How lungs protect themselves from infection/ ScienceDaily, 1 December (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/12/141201125202.htm).
    • Ning F., Wang C., Berry K.Z. et al. (2014) Structural characterization of the pulmonary innate immune protein SPLUNC1 and identification of lipid ligands. FASEB J. September 15 [Epub ahead of print].

Анна Антонюк