Открыта возможная альтернатива антибиотикам

3 листопада 2014 о 17:32

Открыта возможная альтернатива антибиотикамУчеными Бернского университета (University of Bern), Швейцария, разработана субстанция, способная заменить антибиотики при лечении тяжелых бактериальных инфекций и предотвратить развитие антибиотикорезистентности у бактерий.

С момента открытия пенициллина прошло более 80 лет, но антибиотики по-прежнему остаются золотым стандартом в лечении при бактериальных инфекциях. Несмотря на большие масштабы проблемы антибиотикорезистентности микроорганизмов и снижение эффективности антибиотикотерапии, на данный момент возрастает необходимость в альтернативных терапевтических концепциях для лечения пациентов с бактериальной инфекцией.

Международная исследовательская группа провела исследование новой субстанции, созданной учеными Бернского университета Эдуардом Бабийчуком (Eduard Babiychuk) и Аннет Дрэджер (Annette Draeger), результаты которого опубликованы 2 ноября 2014 г. в журнале «Nature Biotechnology». Данная субстанция обладает принципиально новым механизмом действия и представляет собой наночастицы, состоящие из одного или нескольких липидных слоев — липосомы, имеющие сходство с плазматической мембраной клетки-хозяина. Механизм действия данных наночастиц состоит в создании ложных мишеней и эффективном конкурировании с клетками-хозяевами относительно связывания порообразующих экзотоксинов бактерий, с дальнейшим их изолированием и нейтрализацией. Согласно результатам исследования in vitro, липосомально связанные бактериальные экзотоксины утрачивают способность к лизису клеток.

По результатам исследования in vivo, при введении искусственных липосом мышам с септицемией, вызванной Staphylococcus aureus и Streptococcus pneumoniae, отмечали их полное выздоровление на протяжении 10 ч с момента заражения и, напротив, гибель в течение 24–33 ч при невведении данной субстанции. Кроме того, у мышей с экспериментальной фатальной септицемией регистрировали положительную динамику даже без применения антибиотиков. По словам исследователей, использование данного метода лечения эффективно как в монотерапии, так и в комбинации с антибактериальными препаратами.

Данное направление представляется авторам весьма перс­пективным и заслуживающим внимания, поскольку уникальная способность липосом включать в себя и удерживать вещества различной природы уже нашла применение для целенаправленной доставки, снижения общетоксического и потенцирования терапевтического действия лекарственных средств.

• Henry B.D., Neill D.R., Becker K.A. et al. (2014) Engineered liposomes sequester bacterial exotoxins and protect from severe invasive infections in mice. Nature Biotechnology, August 28 [Epub ahead of print].
    • University of Bern (2014) Possible alternative to antibiotics. ScienceDaily, November 2 (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/11/141102160004.htm).

Сергей Боровик