Открыт новый механизм действия ацетилсалициловой кислоты

20 серпня 2014 о 16:32
Спеціальності :

Как известно, такие часто применяемые нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), как ацетилсалициловая кислота (АСК), напроксен и ибупрофен, действуют путем угнетения фермента циклооксигеназы, участвующего в синтезе простагландинов, простациклинов и тромбоксанов. Такой механизм действия позволяет уменьшать выраженность воспаления и боли.

В новой научной статье, опубликованной в журнале «PNAS», исследователи из Калифорнийского университета сообщают о выявлении еще одного эффекта у этих НПВП. Помимо угнетения циклооксигеназы, они также побуждают фермент образовывать вещество, которое ускоряет окончание воспаления.

Доктор Пауль Норрис (Paul Norris) и соавторы рассматривали процессы, происходившие в макрофагах, клетках иммунной системы, участвующих в иммунном ответе на повреждение и инфекцию, и установили, что макрофаги содержат биохимические инструменты не только для запускания воспаления, но и для восстановления клеток.

Как отмечают авторы, под действием АСК в макрофагах образуется небольшое количество 15-гидроксиэйкозатетраеновой кислоты (15-HETE). В случае инфекции или воспаления 15-HETE может быть конвертирована другим ферментом, 5-липооксигеназой, в липоксин.

В июньском выпуске журнала «Nature» Чарльз Серхан (Charles Serhan) из Гарвардской медицинской школы — ученый, который один из первых начал описывать липоксины — в своем обзоре приводит доказательства того, что эти вещества запускают противовоспалительные и восстанавливающие механизмы, а также усиливают клиренс микробов. Вместе с другими «восстанавливающими медиаторами», по мнению Ч. Серхана, кроме разрешения воспаления, липоксины участвуют в неспецифическом иммунном ответе, защите органов и ремоделировании тканей.

Ученые надеются, что в перспективе их открытие позволит разработать новые препараты, основанные на аналогах липоксина и других восстанавливающих медиаторов. Это позволит напрямую запускать процессы восстановления организма.

Norris P.C., Gosselin D., Reichart D. et al. (2014) Phospholipase A2 regulates eicosanoid class switching during inflammasome activation. PNAS, 19 August [Epub ahead of print].

Serhan C.N. (2014) Pro-resolving lipid mediators are leads for resolution physiology. Nature, 510(7503): 92–101.

UC San Diego Health System (2014) Aspirin, Take Two. News Release, 18 August (http://health.ucsd.edu/news/releases/Pages/2014-08-18-aspirin-and-inflammation.aspx).

Виталий Безшейко