На сроки половой зрелости влияет генетическая информация, полученная только от одного из родителей

29 липня 2014 о 15:26

В ходе крупного международного исследования ученые под руководством доктора Джона Перри (John Perry) из Кембриджского университета (University of Cambridge), Великобритания, выявлено, что возраст, в котором девочки достигают половой зрелости, определяется небольшой группой генов, наследуемых от одного из родителей. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature».

Исследователи отметили, что возраст наступления половой зрелости, который они определили как возраст менархе, варьируется в широких пределах. У одних девочек он наступает в 8, у других — в 13 лет, и зависит от качества питания, уровня физической активности и различных генетических факторов. В ходе предыдущих исследований ученые пришли к выводу, что сроки полового созревания у девочек крайне разнятся у отдельных лиц и ассоциированы с риском развития ожирения, сахарным диабетом 2-го типа, патологией сердечно-сосудистой системы, онкологическими заболеваниями и преждевременной смертью. Однако механизмы, лежащие в основе как сроков наступления полового созревания, так и его связи с возникновением различных расстройств, до сих пор остаются неясными. Известно, что во время зачатия будущий ребенок получает новый геном, состоящий из пар генов. В каждой паре один вариант достается от биологической матери, второй — от отца. Однако существует множество так называемых импритинговых генов, наследование признаков которых происходит не по классическим правилам. Их экспрессия зависит от того, от какого родителя они получены.

В ходе данной работы специалисты из 166 исследовательских центров со всего мира проанализировали ДНК 182 416 женщин, принимавших участие в 57 исследованиях. Ученые идентифицировали 123 генетических варианта, ассоциированных с периодом наступления половой зрелости и наступлением менархе. Все они образуют кластеры в импритинговых участках генома. Исследователи отметили, что полученные данные свидетельствуют о том, что наследственная информация, полученная только от одного из родителей, обусловливает сроки наступления половой зрелости. Поскольку родительская наследственная информация определяет активность импритинговых генов, то одни из них активны только при экспрессии материнской копии, другие — при экспрессии отцовской.

В ходе работы исследователи выявили, что определенные гены обоих родителей способны оказывать влияние на скорость полового созревание девочек, что позволяет предположить потенциально возможный конфликт между родительскими генами. При проведении отдельного анализа ДНК 35 тыс. женщин из Исландии ученые получили доказательства теории о дисбалансе влияния генов каждого из родителей.

Исследователи подчеркнули, что в ходе данной работы впервые получены доказательства о влиянии импритинговых генов на развитие ребенка после рождения. Специалистам давно известно, что некоторые из таких генов участвуют в контроле антенатального роста и развития, однако дальнейшее их влияние на риск возникновения широко распространенной патологи еще предстоит изучить. Возможно, в будущем это поможет предотвращать развитие таких заболеваний, как ожирение, сахарный диабет 2-го типа, рак молочной железы и сердечно-сосудистая патология.

• Paddock C. (2014) Puberty in girls timed by genes from one parent. Medical news today, July 25 (http://www.medicalnewstoday.com/articles/280127.php).
    • Perry J.R.B., Day F., Elks C.E. et al. (2014) Parent-of-origin-specific allelic associations among 106 genomic loci for age at menarche. Nature, July 25 [Epub ahead of print].