Болезнь Альцгеймера связана с гиперактивностью нейронов

2 липня 2014 о 09:42

Пятилетний исследовательский проект ученых Университета Тель-Авива, Израиль, позволил им сделать открытие новых, ранее неизвестных механизмов, участвующих в патогенезе болезни Альцгеймера. Оказывается, трансмембранный белок, предшественник амилоида (БПА), в добавок к своей основной роли в образовании амилоида-β также повышает активность нейронов в определенных зонах мозга.

Доктор Инна Слутски (Inna Slutsky) из медицинского факультета этого университета отмечает, что повышение активности нейронов возникает вследствие каскада реакций после связывания амилоида-β с БПА молекулами. Причем повышение активности регистрировали в гиппокампе, регионе мозга, отвечающем за формирование памяти и обучение. По мнению исследователей, именно этим патологическим механизмом можно объяснить симптомы легкой когнитивной дисфункции или ранней стадии болезни Альцгеймера.

В то время как возрастание концентрации амилоида-β при присутствии БПА приводит к нарушению активности нормальных нейронов, при недостаточном количестве БПА этого не происходит. Таким образом, БПА-молекулы, как и многие другие поверхностные рецепторы, могут влиять на передачу информации между нейронами.

В планах ученых изучить влияние и других белков на патогенез болезни Альцгеймера. Так, редукция экспрессии протеина, ассоциированного с микротубулами (тау-белок), убирает синаптический дефицит и нормализует нейрональную активность, что изучено на животных моделях. По всей видимости, существует некая связь между БПА и тау-белками, но она остается неизученной.

Исследователи уверены, что работа в этом поле может позволить создать молекулы, действие которых будет пересекаться с эффектами БПА, тау-белка и других молекул. Это, в свою очередь, поможет восстановить нормальное функционирование мозга не только при болезни Альцгеймера, но и других неврологических и психических заболеваниях.

• American Friends of Tel Aviv University (2014) Alzheimer`s linked to brain hyperactivity. ScienceDaily, 30 June (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/06/140630164519.htm).
    • Fogel H., Frere S., Segev O. et al. (2014) APP Homodimers Transduce an Amyloid-β-Mediated Increase in Release Probability at Excitatory Synapses. Cell Reports, 7(5): 1560–1576.

Виталий Безшейко