Диагностика депрессии по анализу крови: открытие израильских ученых

26 червня 2014 о 16:20

Путем определения концентрации мельчайших молекул, содержащихся в тканях мозга, врачи в скором времени получат возможность диагностировать депрессию по результатам простого анализа крови. Ученые недавно раскрыли функции молекулы под названием miR135, которая, по-видимому, регулирует уровни серотонина — нейротрансмиттера, ответственного за позитивное психоэмоциональное состояние. Открытие может стать толчком для разработки нового класса препаратов, способных контролировать miR135.

Работа, опубликованная на прошлой неделе онлайн в журнале «Neuron», является новейшим научным подтверждением возможности диагностики психических расстройств с помощью лабораторных тестов. В 2012 г. в двух исследованиях выявлен ряд биохимических маркеров в плазме крови, которые можно рассматривать в качестве индикаторов ранних симптомов депрессии. В апреле 2014 г. авторы указанных работ — ученые из Венского медицинского университета (MedUni Vienna), Австрия, — подтвердили, что белок, ответственный за транспорт серотонина, можно количественно определять в плазме крови.

Несмотря на довольно скептические оценки возможности диагностики психических заболеваний по лабораторным анализам крови, результаты исследования подтверждают принципиальную возможность данного вида диагностики и могут стать рутинной реальностью в самом недалеком будущем. В настоящее время депрессию и другие психические расстройства диагностируют по данным клинического наблюдения и обследования по специально разработанным опросникам, а также по консультативному заключению врача-психиатра. Не вызывает сомнения, что стигматизация психических заболеваний во многом обусловлена ограниченностью физикальной симптоматики.

Однако в скором времени ситуация может измениться. Авторы последней работы из Научно-исследовательского института Вайцмана (Weizmann Institute of Science), Израиль, исследовали механизм воздействия miR135 — подвида микроРНК, в чьи функции входит регуляция клеточной активности, — на уровень серотонина. В данном конкретном случае miR135 обеспечивает поступление необходимого количества серотонина в клетки мозга, предупреждая, таким образом, развитие депрессии и хронических тревожных состояний, однако не до такой степени, чтобы утратить способность к функциональным (защитным) стрессовым реакциям организма.

С целью исследования механизма действия miR135 лабораторных мышей генетически модифицировали таким образом, что линии животных имели либо избыточное содержание miR135, либо его дефицит. Затем определяли уровень miR135 в плазме крови и тканях мозга людей. Выявлено, что у людей с депрессивными расстройствами уровень miR135 в плазме крови существенно ниже. Кроме того, установлено, что ген miR135 локализуется в геноме, ассоциирующемся с развитием биполярных расстройств.

В настоящий момент, биотехнологическая подструктура Научно-исследовательского института Вайцмана — компания «Yeda Research and Development Co. Ltd» —зарегистрировала патент и планирует приступить к разработке лекарственных препаратов и диагностических методов на основе сделанного открытия.

• Issler O., Haramati S., Paul E.D. et al. (2014) MicroRNA 135 is essential for chronic stress resiliency, antidepressant efficacy, and intact serotonergic activity. Neuron, June 19 (http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0896627314004863).
    • Wolford B. (2014) Depression blood test in the works; identifies molecules linked with the condition. Medical Daily, June 22 (http://www.medicaldaily.com/depression-blood-test-works-identifies-molecules-linked-condition-289344).

Ольга Федорова