Пессимистическое видение мира запрограммировано генетически

11 жовтня 2013 о 16:33

Пессимисты могут винить в своих жизненных тяготах и неудачах плохую наследственность — так свидетельствуют данные, полученные учеными из Университета Британской Колумбии (University of British Columbia), Канада.

В исследовании установлено, что ранее известные генные вариации могут влиять на характер восприятия жизни путем акцентуации негативного опыта и эмоциональной окраски событий. Эти результаты проливают свет на процессы взаимодействия физиологических и внешних факторов в создании целостной картины мира.

В работе, опубликованной в журнале «Psychological Science», изучали вариант делеции ADA2b— гена, ассоциирующегося с синтезом гормона и нейротрансмиттера норэпинефрина. Данные предыдущих исследований указывали на корреляцию между вышеназванным геном и формированием эмоциональной памяти. По мнению авторов, ген может оказывать также сходное воздействие и на восприятие действительности в реальном времени.

В исследовании впервые выявлено воздействие данной генной вариации на эмоциональное восприятие окружающего мира и собственного опыта. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональный аспект восприятия мира человека частично имеет «генетически окрашенные тона», а также о том, что биологические вариации на генетическом уровне могут играть определяющую роль в индивидуальных особенностях эмоционального реагирования.

С целью исследования связи вариантов делеции ADA2b и пессимистического восприятия жизни в эксперимент включили 200 участников, которым в быстрой последовательности показывали слова с позитивной, негативной и нейтральной эмоциональной окраской. Затем участников просили описать показанные слова. Установлено, что лица с наличием делетированного гена были более склонны к фиксации внимания на «негативных» словах, чем остальные участники. Напротив, участники, не имеющие ADA2b, были склонны к предпочтению «позитивных» слов.

Ученые полагают, что у лиц с указанным вариантом гена такое диспропорциональное фокусирование на негативных деталях носит генерализованный харатер и распространяется на все аспекты восприятия. Поскольку пессимистический паттерн накладывается на работу, семью и повседневную жизнь, мир для носителей ADA2 приобретает мрачную окраску.

Такие люди склонны видеть в толпе лишь недовольные лица, они быстрее могут заметить потенциальные риски — место, где можно поскользнуться, шатающийся камень, который может упасть, — однако могут не увидеть красоты окружающего мира.

Ericson J. (2013) Is pessimism genetic? Research shows your outlook might be cloudy by genetic design. Medical Daily, October 10 (www.medicaldaily.com/pessimism-genetic-research-shows-your-outlook-might-be-cloudy-genetic-design-259573).

Todd R.M., Müller D.J., Lee D.H. et al. (2013) Genes for emotion-enhanced remembering are linked to enhanced perceiving. Psychol. Sci., September 20 [Epub ahead of print].

Ольга Федорова