Бактерии ротовой полости способствуют развитию рака толстого кишечника

16 серпня 2013 о 14:02

Связь кишечной микрофлоры и развития колоректального рака установлена относительно недавно, однако механизм формирования опухоли под воздействием кишечных микробов оставался неясным. Данные двух последних исследований, результаты которых опубликованы в «Cell Host & Microbe», раскрывают механизм стимуляции патологического иммунного ответа с активацией генов опухолевого роста и формированием рака толстого кишечника кишечной флорой, известной как фузобактерии (Fusobacterium nucleatum), колонии которых характерны для микрофлоры ротовой полости.

Установленные свойства фузобактерий не только позволяют по-новому оценить этиопатогенез колоректального рака, но и, что наиболее важно, рассмотреть перспективы новых терапевтических подходов по целевому воздействию на рост и распространение опухолевого процесса в толстом кишечнике. К таким выводам пришли ученые из Гарвардской школы общественного здоровья и Института рака Дана-Фарбер (Harvard School of Public Health and the Dana-Farber Cancer Institute), Массачусетс, США.

Колоректальный рак занимает второе место в нозологической структуре онкоассоциированной смертности в США. Данные последних исследований свидетельствуют о наличии фузобактерий, стандартно колонизирующих ротовую полость, в избыточном количестве в гистологических образцах больных раком толстого кишечника. Вместе с тем до настоящего времени оставалось неясным, являются ли данные бактерии непосредственным фактором формирования опухоли.

В одном из новых исследований учеными из Института рака Дана-Фарбер установлено, что фузобактерии часто выявляются в аденоматозных тканях человеческого организма — доброкачественных опухолях, которые могут малигнизироваться с течением времени, что дает основание предполагать их возможное воздействие на ранние стадии формирования опухоли. В экспериментальных моделях колоректального рака на мышах данные бактерии ускоряли формирование опухоли путем привлечения клеток иммунного профиля — миелоидных клеток, внедряющихся в опухолевую ткань и стимулирующих воспалительный ответ, способствующий малигнизации доброкачественной опухоли.

Во втором исследовании учеными Стоматологической школы Западного резервного университета Кейза (Case Western Reserve University School of Dental Medicine), Огайо, США, установлено, что фузобактерии для адгезии и внедрения в опухолевые клетки толстого кишечника используют молекулу под названием Fusobacterium adhesin A (FadA), выявленную на поверхности бактериальных клеток. Fusobacterium nucleatum обладает выраженными адгезивными свойствами, позволяющими бактерии связываться с широким спектром клеток-партнеров — от эукариотов и прокариотов до внеклеточных макромолекул. Понимание адгезивных свойств фузобактерий является принципиально важным для понимания ее патогенетических свойств. Недавно открытый адгезин FadA не только обеспечивает связывание бактерии с мембранными протеинами клеток-партнеров, но и активирует гены опухолевого роста и стимулирует воспалительный ответ в данных клетках, провоцируя формирование опухоли.

Выявлено также, что уровни FadA были значительно выше в образцах тканей пациентов с аденоматозными образованиями и колоректальным раком в сравнении с тканями здоровых лиц. Кроме того, учеными идентифицировано соединение, обладающее свойствами блокировать воздействие FadA на опухолевые клетки.

Полученные данные свидетельствуют о возможности применения FadA в качестве маркера ранней диагностики колоректального рака, а также определяют потенциальные цели терапевтического воздействия с целью лечения или предупреждения развития данного заболевания, являющегося одним из наиболее распространенных видов онкологической патологии в последние десятилетия.

Cell Press (2013) How bacteria found in mouth may cause colorectal cancer. ScienceDaily, August 16 (www.sciencedaily.com/releases/2013/08/130814124329.htm).

Kostic A.D., Chun E., Robertson L. et al. (2013) Fusobacterium nucleatum potentiates intestinal tumorigenesis and modulates the tumor-immune microenvironment. Cell Host & Microbe, 14 (2): 207.

Rubinstein M.R., Xiaowei Wang X., Liu W. et al. (2013) Fusobacterium nucleatum Promotes Colorectal Carcinogenesis by Modulating E-Cadherin/β-Catenin Signaling via its FadA Adhesin. Cell Host & Microbe, 2013; 14 (2): 195.

Ольга Федорова