Новые данные о влиянии длинноволнового ультрафиолетового излучения на старение кожи

29 квітня 2013 о 15:10
Спеціальності :

Согласно результатам исследования, проведенного учеными из Медицинской школы Бостонского университета (Boston University School of Medicine), США, длинноволновое ультрафиолетовое излучение вызывает образование белка, способствующего преждевременному старению кожи. Полученные данные свидетельствуют о возможной генетической предрасположенности к фотостарению кожи при воздействии индуцирующих факторов внешней среды. Работа опубликована в «Journal of Investigative Dermatology».

Фотостарение связывают с постоянным воздействием длинноволнового и коротковолнового ультрафиолетового излучения (ДУФ- и КУФ-излучения соответственно) в течение длительного времени, поражающего участки кожи, открытые для солнечных лучей, в частности лица, шеи, ушей и рук. Источником ДУФ- и КУФ-излучения может быть как солнце, так и искусственные источники, например солярии.

Прогерин — белок, обусловливающий как естественное, так и преждевременное старение кожи. При синдроме Хатчинсона —Гилфорда (детская прогерия) генетический дефект характеризуется выраженным ускорением процессов старения в тканях и органах, а также повышенной экспрессией и накоплением прогерина, вызванными мутацией гена Lamin A.

В ходе исследования выявлено, что воздействие на культуры клеток КУФ- и ДУФ-облучения сопровождалось образованием прогерина, особенно выраженным при воздействии ДУФ-излучения. Индуцирующая способность ДУФ-излучения синтезировать белок прогерин опосредована активными формами кислорода (свободными радикалами), вызывающими аномальный сплайсинг гена Lamin A в предшествующей матричной РНК.

Таким образом, впервые индукция синтеза белка прогерина представлена как результат воздействия внешнего агента, что дает новое представление о механизмах влияния ДУФ-излучения, часто используемого в соляриях, на ускорение процессов фотостарения кожи.

Boston University Medical Center (2013) Novel mechanism by which UVA contributes to photoaging of skin. ScienceDaily, April 26 (www.sciencedaily.com/releases/2013/04/130425132649.htm.)

Takeuchi H., Ruenger T.M. (2013) Photobiology., J. Invest. Dermatol., 133: S209–S221.

Ольга Федорова