Длительное воздействие мелкодисперсных воздушных поллютантов в зоне интенсивного дорожного движения ассоциировано с повышенным риском сердечных заболеваний

19 квітня 2013 о 11:45
386

Связь факторов, сопровождающих интенсивное дорожное движение, и сердечных заболеваний, изучалась в нескольких исследованиях. В 2012 г. результаты крупного проспективного когортного исследования, проведенного в Дании, показали связь дорожного шума с возникновением инфаркта миокарда — на каждые 10 дБ повышения шума (как во время приступа, так и в течение предшествующих 5 лет) приходилось повышение риска развития сердечных событий на 12%.

В новой работе, представленной на конгрессе EuroPRevent 2013, который проходит 18–20 апреля 2013 г. в Риме, показана связь длительного воздействия мелкодисперсных загрязняющих частиц воздуха, источником которых, в том числе, является дорожно-транспортное загрязнение, со степенью атеросклеротического поражения сосудов, независимо от фактора дорожного шума.

Дизайн исследования был направлен на уточнение независимой роли воздействия дорожного шума и мелкодисперсных поллютантов на повышение кардиоваскулярного риска. В работе использованы данные популяционного когортного исследования German Heinz Nixdorf Recall Study с участием 4814 человек, средний возраст которых составлял 60 лет.

Степень близости к магистралям с интенсивным дорожным движением измеряли при помощи официальных транспортных карт, длительность воздействия мелкодисперсных дорожных поллютантов оценивали при помощи химической транспортной модели, дорожный шум регистрировали с применением достоверных тестов. Степень атеросклеротического поражения оценивали по показателям кальцификации грудного отдела аорты (по данным компьютерной томографии), которая, наряду с кальцификацией коронарных артерий, является общепринятым надежным маркером субклинического атеросклероза, демонстрирующим достоверную связь с развитием кардиоваскулярных событий.

У 4238 участников исследования и мелкодисперсные загрязняющие частицы, и близость к крупным дорожно-транспортным магистралям ассоциировались с повышенным уровнем кальцификации стенок аорты — с каждым увеличением размеров частиц до 2,4 мкм степень кальцификации аорты возрастала на 20,7%, а на каждые 100 м приближенности к дорогам с интенсивным движением приходилось повышение степени кальцификации аортальной стенки на 10%.

Установлено также повышение субклинических маркеров атеросклероза в зависимости от шумового воздействия в ночные часы, а именно: рост уровня кальцификации грудного отдела аорты на 3,2% на каждые 5 дБ.

В работе отмечена независимая связь воздействия мелкодис­персных частиц и уровня дорожного шума с маркерами субклинического атеросклероза.

В еще одном докладе по аналогичной проблематике учеными из Франции представлены данные о связи длительного воздействия основных воздушных поллютантов, таких как оксид углерода (СО), диоксид азота (NO2), диоксид серы (SO2) и мелкодисперсных частиц, с повышенным риском развития инфаркта миокарда.

По мнению ученых, в отношении повышения кардиоваскулярного риска мелкодисперсные воздушные поллютанты и дорожно-транспортный шум действуют сходными биологическими путями, вызывая дисбаланс в центральной нервной системе и влияя на сложный механизм регуляции артериального давления, липидного спектра, уровня глюкозы, вязкости и свертываемости крови.

Kaelsch H., Hennig F., Moebus S. et al. (2013) Is urban particulate air pollution or road traffic noise responsible for the association of traffic proximity with subclinical atherosclerosis? Results from the Heinz Nixdorf Recall Study. Presented at EuroPRevent Poster presentation P307.

Kälsch H., Lehmann N., Berg M.H. et al. (2013) Coronary artery calcification outperforms thoracic aortic calcification for the prediction of myocardial infarction and all-cause mortality: The Heinz Nixdorf Recall Study. Eur. J. Prev. Cardiol., March 6 [Epub ahead of print].

Mustafic H., Jabre P., Caussin C. et al. (2013) Main air pollutants and myocardial infarction: a systematic review and meta-analysis. Presented at EuroPRevent Poster presentation P89.

Sørensen M., Andersen Z.J., Nordsborg R.B. et al. (2012) Road traffic noise and incident myocardial infarction: a prospective cohort study. PLoS One, 7(6): e39283.

Ольга Федорова