Неожиданный ключ к разгадке болезней сердца

15 квітня 2013 о 17:49

Важнейшим фактором в прогрессировании заболеваний сердца является гибель клеток ткани сердечной мышцы, процесс, который, по мнению ученых из Центра трансляционной медицины Медицинской школы Темпльс­кого университета (Temple University School of Medicine’s (TUSM) Center for Translational Medicine), Филадельфия, США, можно будет предотвратить при помощи новых лекарственных препаратов. Исследователи приблизились к решению данной проблемы еще на один шаг благодаря открытию новой ключевой молекулы в неожиданных структурах клеток сердца — в митохондриях, субтильных «энергетических станциях», контролирующих запуск процессов саморазрушения в клетках.

Это первое исследование по идентификации в митохондриях молекулы энзима G-протеин-рецептор-киназы-2 (G protein-coupled receptor kinase 2 — GRK2).

Известно, что GRK2 участвует в патологических процессах развития ряда сердечных заболеваний, таких как хроническая сердечная недостаточность, и что его повышенная активность приводит к гибели клеток сердечной мышцы. Но сам механизм был до последнего времени не ясен. Также было известно, что у лиц с хронической сердечной недостаточностью этот фермент содержится в увеличенном количестве, хотя причины повышения оставались непонятными.

В норме GRK2 локализуется рядом с мембраной клеток сердца, где он преобразует определенные сигналы, поступающие из крови к кардиомиоцитам. Однако в ходе исследования установлено, что энзим перемещается в митохондрии в ответ на два классических патофизиологических процесса в сердце — ишемию и оксидативный стресс. Эти процессы, вызывающие активацию реактивных повреждающих молекул при внезапном снижении поступления кислорода с кровью к пораженным тканям, активируют программы саморазрушения кардиомиоцитов. В итоге они приводят к гибели целых участков ткани сердечной мышцы, оставляя в ней рубцовые изменения, что существенно снижает функциональные возможности сердца.

В ходе исследования ученые выяснили, что в ишемизированных клетках сердца транслокация энзима GRK2 от клеточной мембраны в митохондрии сопровождается субстанцией-сателлитом, Hsp90, — белком теплового шока (heat-shock protein 90), который вырабатывается в клетках в ответ на стресс. Блокируя способность Hsp90 связываться с GRK2, ученым удавалось предотвратить доставку энзима в митохондрии.

Те же результаты были достигнуты после мутации его резидуального участка под названием Ser670 в хвостовом конце аминокислотной структуры GRK2. Активация остатка Ser670 хемосигналами приводит в действие Hsp90 посредством связывания его с GRK2 и дальнейшей релокации в митохондрии. Мутация Ser670 приводит также к редукции сигналов, направленных на гибель пораженных клеток сердца. Эффекты наблюдались в лабораторно выращенных мышечных клетках человеческого сердца, а также у мышей с перенесенными индуцированными сердечными приступами.

По мнению ученых, внедрение данного открытия в клиническую практику заложит новые принципы медикаментозного лечения при сердечной недостаточности, а именно, одновременной блокады активности как самого GRK2, так и его способности ассоциироваться с митохондриями.

Результаты проведенного исследования открывают возможности для создания нового лекарственного средства по лечению у лиц с сердечной недостаточностью, и тем самым преодолеть этот грозный синдром. Для этого потребуется время, но молекулярная и фармакологическая стратегия по блокаде GRK2 уже в действии. Разрабатывается инструмент генной терапии под названием βARKct — пептид-ингибитор GRK2, изучение которого планируется в дальнейших крупных клинических исследованиях.

В ходе доклинических исследований показано, что доставка в пораженную мышечную ткань сердца пептида βARKct может ингибировать GRK2 и, таким образом, защищать клетки сердечной ткани от гибели. В новом исследовании выявлено, что βARKct может блокировать также транзит энзима в митохондрии после перенесенной ишемии — существенный шаг в понимании роли и терапевтических эффектов пептида при сердечной недостаточности.

Вместе с тем предстоит еще многое выяснить в отношении GRK2, например определить его функции в митохондриях, структуры, с которыми в них этот энзим взаимодействует, а также процессы, которые он регулирует.

Открытие ученых определяет фермент GRK2 в качестве ключевой цели для терапевтического воздействия в лечении пациентов с заболеваниями сердца.

Chen M., Sato P.Y., Chuprun J.K. et al. (2013) Pro-death Signaling of G Protein-Coupled Receptor Kinase 2 in Cardiac Myocytes After Ischemic Stress Occurs Via Extracellular Signal-Regulated Kinase-Dependent Heat Shock Protein 90-Mediated Mitochondrial Targeting. Circulation Research, 112(8): 1121.

Temple University Health System (2013) Clues to heart disease in unexpected places. ScienceDail, April 15 (www.sciencedaily.com­ /releases/2013/04/130412132409.htm).

Ольга Федорова