Об обязательном медицинском страховании, платных медуслугах, информатизации и стандартизации российской медицины

26 грудня 2012 о 16:42
257

Ныне российская система здравоохранения функционирует на основе страховой медицины с сохраняющимся бюджетным компонентом: наиболее дорогостоящие медицинские технологии и лекарства финансируются из федерального бюджета. Кроме того, уровень финансового наполнения страховой системы не позволяет поддерживать инфраструктуру здравоохранения — ремонт зданий, закупку дорогостоящего оборудования и его амортизацию.

Государственной программой «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года» предусмотрен модернизационный путь преобразования российской медицины, предполагаемый финансирование в размере 6 трлн руб.

Первый период реализации программы — это завершение основных институциональных и системных преобразований отрасли с выходом в 2015 г. на сбалансированную систему обязательного медицинского страхования (ОМС) с полным финансовым покрытием тарифа, который представляет собой финансовый эквивалент стандарта медицинской помощи. Следующий период — увеличение емкости рынка медицинских услуг, наращивание качественного потенциала отрасли, ее инновационное развитие, расширение ограничительных перечней компонентов медицинской помощи за счет введения в стандарты новых эффективных лекарственных препаратов, медицинских изделий и технологий.

Таким образом, в ближайшие 7 лет планируется переход к единым требованиям качества оказания медицинской помощи на всей территории страны путем стандартизации, введения единых порядков оказания медпомощи, создания национальных клинических рекомендаций (протоколов) лечения. Все эти документы будут регулярно обновляться — не реже одного раза в год, а их исполнение — эффективно контролироваться.

Уже с 2013 г. обязательными станут порядки оказания медицинской помощи. Врачи оказывают медицинскую помощь в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами). Стандарты же — это медико-экономические документы, расчитанные не для врачей, а для организаторов здравоохранения. По сути стандарты — это калькуляция стоимости лечения одного усредненного случая конкретного заболевания (так называемой модели пациента). Медицинская помощь организовывается не в соответствии, а на основе стандартов, главная задача которых обосновать суммарную стоимость медицинской помощи при разных заболеваниях и состояниях. Работа над стандартами продолжалась более 2 лет. Их разрабатывали не сотрудники министерства, а широкое медицинское экспертное сообщество под руководством главных внештатных специалистов Минздрава. В настоящее время около 1 тыс. подготовленных стандартов проходят последние согласования с экспертным сообществом. Поступившие комментарии, замечания и предложения оценены, и каждая экспертная комиссия должна принять окончательную версию документов. Только после этого стандарты будут приняты министерством и внесены на государственную регистрацию в Минюст.

Серьезным достижением этого года стало то, что в 2012 г. впервые обоснован объем финансовых средств, необходимых для системы здравоохранения. Он определяется суммарной стоимостью стандартов медицинской помощи с учетом результатов анализа заболеваемости населения страны, а также дополнительными потребностями на крупномасштабные профилактические мероприятия и лечение отдельных заболеваний и патологических состояний, не подлежащих стандартизации. В расчет также включена стоимость сложных и ресурсоемких медицинских услуг. При этом изменяется и методика доведения средств до медицинских учреждений. Финансовое обеспечение будет правильно и пропорционально доводиться с помощью новой для России системы клинико-статистических групп заболеваний, которая находится на стадии разработки. Пилотные проекты уже реализуются.

Кроме этого, модернизация предполагает информатизацию здравоохранения. В рамках этого направления уже осуществляется электронная запись на прием к врачу, а также проведено оснащение всех машин скорой помощи системой ГЛОНАСС (Прим. ред.: российская спутниковая система навигации).

В контексте информатизации в 2012 г. создана база для введения единой электронной медицинской карты и формирования единого информационного пространства в медицине. Это вместе с развиваемой в государстве трехуровневой системой здравоохранения позволит обеспечить преемственность в лечении каждого больного на разных этапах и в разных учреждениях, при необходимости — быструю эвакуацию пациента, если он привезен туда, где не могут оказать адекватную качественную помощь. Единая информационная система позволит врачу в любой точке страны получить доступ к медицинской документации пациента, войти в централизованный архив и посмотреть рентгеновские снимки, лабораторные анализы, другие параметры, причем в динамике. Кроме того, наличие единого информационного пространства в медицине позволит внедрить систему электронного бенчмаркинга, то есть систему управления качеством медицинской помощи. Это существенно повысит эффективность работы всего здравоохранения и принесет большую пользу каждому пациенту. До конца 2013 г. построение единого информационного пространства в основном будет завершено. Некоторые информационные блоки будут осваиваться и внедряться последовательно до 2015 г.

Таким образом, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан» до 2015 г. на основе клинических протоколов, порядков и стандартов оказания медпомощи, для внедрения системы управления качеством оказания медпомощи будут разработаны критерии качества для медпомощи каждого профиля. При заполнении врачом электронной медицинской карты все его действия и результаты диагностики и лечения будут зафиксированы системой в реальном режиме времени. Переписать или подправить что-либо задним числом будет невозможно. Программа сможет автоматически выводить интегральный показатель качества медицинской помощи по каждому пролеченному случаю, а также усред­ненный показатель качества работы любого медицинского подразделения за единицу времени (неделю, месяц, год). В случае если отделение или конкретный врач работают на верхней границе коридора качества, будут предусмотрены стимулирующие надбавки к зарплате, если на нижней — будут приняты предупреждающие меры или меры дисциплинарной ответственности. Такой подход позволит в постоянном режиме мониторировать качество текущей работы каждого подразделения и каждого медучреждения.

Кроме этого, до 2015 г. Минздрав планирует существенно переформатировать систему контроля и надзора за медучреждениями. Так, будут утверждены новые лицензионные требования к организациям, которые сейчас могут заниматься медицинской деятельностью по формальным признакам: наличию оборудования и соответствующих специалистов. Для получения лицензии на профильную медицинскую деятельность медучреждение должно будет иметь условия для полного воспроизведения всей технологической цепочки оказания медицинской помощи, то есть для реализации порядка медицинской помощи по этому профилю. Министерство также проводит серьезную работу с общественными организациями пациентов с целью их активного подключения к общественному контролю.

Кроме ОМС и бюджетного финансирования системы здравоохранения, с 1 января 2013 г. в России вводится в действие порядок оказания платных медицинских услуг. В. Скворцова подчеркнула, что с принятием этих правил государство не уменьшает свои гарантии в плане оказания бесплатной помощи населению. Все необходимые виды медицинской помощи будут оказываться в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно. Платные услуги могут быть предоставлены в госучреждениях только по инициативе самого пациента, по его собственному заявлению. В то же время нельзя забывать, что оказание платных медицинских услуг сегодня — это реальность жизни. За 20 лет платные услуги распространились повсеместно — и в государственных, и в негосударственных медучреждениях — хотя официально об этом не заявляется. Не говорить об этой проблеме, как будто ее нет, неправильно. Задача государства, обозначив этот вопрос, постараться его отрегулировать, определив, что может быть за дополнительные деньги, а что нет. Именно это и регулируют принятые правительством правила оказания платных медуслуг.

Так, пациент будет платить за дополнительные сервисные услуги и повышенную комфортность: за отдельную палату или индивидуальный медицинский пост, в том случае если этого не требует состояние здоровья пациента. Кроме того, за те компоненты лечения, которые превышают возможности, включенные в стандарт. Например, если человек хочет заменить модель искусственного сустава или имплантата на более новую и совершенную версию либо заменить генерик (воспроизведенную форму лекарства) на оригинальный препарат, то он может заявить об этом и доплатить разницу между той стоимостью, которая учтена в государственном тарифе, и стоимостью более дорогих вариантов. Но при этом все включенные в стандарты медицинские услуги, стоимость которых подразумевает оплату труда врачей, расходных материалов, лечебного питания, препаратов крови, лекарств, медицинских изделий и другого, гарантируются государством и должны оказываться бесплатно.

Сложность сегодняшней ситуации заключается в том, что потенциально возможное качество медицинской помощи еще не соответствует финансовым возможностям системы здравоохранения. Однако прогресс в этом направлении очевиден. Уже сейчас финансирование здравоохранения существенно увеличивается. Если в 2012 г. финансирование стандартов медицинской помощи составило 680 млрд руб., то на будущий год оно увеличится до 895 млрд руб., а в 2015 г. запланировано увеличение до 1,46 трлн руб.

То, на что не хватало денег в прошлом году, в этом — полностью оплачивается системой ОМС. За следующие 2 года финансирование медицинской помощи из системы ОМС должно увеличиться почти вдвое, что должно привести к скачку в качестве бесплатно оказываемой медицинской помощи.

Само ценообразование на медицинскую продукцию требует развития. Несколько лет назад в Российской Федерации пошли по пути регистрации цен на лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Этот шаг позволил стабилизировать цены в широкой розничной сети и при оптовых закупках. На повестке дня формирование референтных цен, которые в перспективе должны позволить частично возмещать стоимость лекарств пациентам при амбулаторном лечении. Это направление заложено в разработанной за последние месяцы министерством «Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 года».

Одно из важнейших направлений стратегии — пересмотреть весь спектр лекарственных препаратов, находящихся на российском рынке, и последовательно вывести с рынка те из них, которые поступали без серьезной доказательной базы их эффективности на основе результатов ограниченных клинических исследований, слаборепрезентативных и низкодостоверных.

Второе направление — определение четких и жестких критериев для включения препаратов в ограничительные перечни, гарантированные государством: отдельно для стационарного лечения, отдельно для амбулаторного лечения льготных категорий граждан.

После проведения всех необходимых нормативных преобразований, регулирующих рынок, планируется проведение нескольких пилотных проектов для внедрения и оценки механизмов, стимулирующих население к заботе о собственном здоровье. Имеет смысл расширять государственную поддержку взрослой активной части населения под встречные обязательства, закрепив профилактический подход. Тем, кто следит за своим здоровьем, проходит профилактические осмотры и диспансеризацию, будет оказываться дополнительная помощь в медикаментозном обеспечении. Должен учитываться образ жизни, заболеваемость и много разных показателей.

Пресс-служба «Украинского медицинского журнала»
по материалам www.rosminzdrav.ru, www.glonass-ianc.rsa.ru