Найден новый ранний индикатор сепсиса

21 листопада 2012 о 09:25

Ранние изменения в функционировании печени могут помочь идентифицировать тяжелую инфекцию (сепсис) за несколько часов до ее возникновения. Эти данные получила группа ученых во главе с доктором Питером Рекнагелем (Peter Recknagel) из Центра по контролю и терапии сепсиса при больнице Йенского университета (Center for Sepsis Control and Care, Jena University Hospital), Германия, после проведения обширной научной работы.

Клиническую информацию ученые получили, обследовав 48 пациентов с тяжелым сепсисом или септическим шоком, а также проведя эксперимент на моделях сепсиса у крыс. Результаты показали, что функциональные печеночные пробы могут помочь в ранней диагностике сепсиса и в определении возможных клинических исходов. Также установлено, что поскольку множество препаратов метаболизируются в печени, их применение у пациентов с сепсисом может в значительной степени ее повреждать.

В своем объяснении результатов научной работы исследовательская группа отмечает, что важную роль в дисфункции печени при развитии сепсиса играют сигнальные пути фосфоинозитид-3-киназ, семейства ферментов, участвующих в клеточном росте, пролиферации и внутриклеточном транспорте белков. При нарушениях в этой ферментной цепи изменения затрагивают все аспекты печеночного метаболизма, в том числе и биотрансформацию желчных кислот.

По мнению авторов, полученные данные опровергают ранее существовавшую парадигму о том, что холестаз является нечас­тым и поздним событием при сепсисе. В ходе исследования выявлено, что нарушение биотрансформации желчных кислот, напротив, является частым событием, которое можно многократно воспроизвести на моделях животных и которое развивается за несколько часов до возникновения сепсиса. Кроме того, нарушение биотрансформации желчных кислот может помочь прогнозировать клинический исход сепсиса, а сам факт этого научного открытия — определить новые терапевтические мишени при данной патологии.

В своих комментариях Джон Маршал (John Marshall) из Торонтского университета (University of Toronto), специалист в области терапии критических больных, подчеркнул, что данное исследование не только представляет новый взгляд на патогенез нарушений печени при сепсисе, но, что более важно, предлагает новую модель, которая станет предметом детального изучения для ученых, работающих в этой области.

Public Library of Science (2012) Early changes in liver function could indicate life-threatening infection. ScienceDaily, November 13 (www.sciencedaily.com/releases/2012/11/121113174910.htm).

Recknagel P., Gonnert F.A., Westermann M. et al. (2012) Liver Dysfunction and Phosphatidylinositol-3-Kinase in early Sepsis: Experimental Studies in Rodent Models of Peritonitis. PLoS Medicine, 9(11): e1001338.

Виталий Безшейко