Основы формирования и поддержания ментального здоровья детей

24 вересня 2012
2482
Спеціальності :
Резюме

В последнее время во всем мире возрастает осознание важности ментального (психического) здоровья человека для успешной социальной адаптации и достойного качества жизни, что объясняется высокой распространенностью в обществе психических расстройств. Согласно резолюции Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения поддержание здоровья ребенка и снижение риска развития острых и хронических заболеваний являются одним из источников социального и экономического благополучия общества […]

В последнее время во всем мире возрастает осознание важности ментального (психического) здоровья человека для успешной социальной адаптации и достойного качества жизни, что объясняется высокой распространенностью в обществе психических расстройств. Согласно резолюции Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения поддержание здоровья ребенка и снижение риска развития острых и хронических заболеваний являются одним из источников социального и экономического благополучия общества и имеют особое значение в период раннего детства, когда закладываются основы здоровья, активного долголетия и интеллектуального потенциала. В сентябре 2012 г. в Киеве состоялся симпозиум, посвященный проблемам и перспективам поддержания ментального здоровья младенцев и детей раннего возраста.

Основы формирования и поддержания ментального здоровья детейТатьяна Пушкарева, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник Центра психосоматики и психотерапии ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины» (Киев), подчеркнула, что в последние годы в цивилизованном мире возросло осознание важности ментального (психического) здоровья человека для успешной социальной адаптации и достойного качества жизни, что объясняется высокой распространенностью психических расстройств.

Ментальное здоровье младенцев и детей раннего возраста определяют как благополучное эмоциональное, когнитивное и социальное развитие, которое протекает в рамках нормативных возрастных задач без отклонений и искажений в развитии, психической и психосоматической дисфункции и психопатологии.

До 20% детей и подростков в мире имеют те или иные проблемы психического здоровья. С целью их профилактики, по мнению докладчика, следует расширять просветительскую деятельность и информировать родителей, преподавателей и лиц, оказывающих медицинскую помощь.

Все младенцы и дети раннего возраста нуждаются в обеспечении нормального развития, высококачественном раннем воспитании и образовании, охране соматического и психического здоровья, семейной и социальной поддержке. Программы в этих областях стратегически важны. Для развития специализированной медико-психологической, лечебно-профилактической помощи детям в возрасте до 3–5 лет и их родителям необходимо внедрение международных стандартов диагностики и терапии на основе развитой мультидисциплинарной инфраструктуры, максимально приближенной к населению.

Здоровье ребенка — это, прежде всего, оптимальный, соответствующий возрасту уровень развития — соматофизического, психосоциального и личностного. Это позитивная психическая и социальная адаптация, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям. Замедление или ускорение развития требуют повышенного внимания специалистов — клинического психолога или педиатра, психоневролога, детского психиатра, поскольку здоровье ребенка — это способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.

Основополагающее значение для здоровья и гармоничного развития детей имеют базовые принципы взаимодействия ребенка, семьи и общества, принятые в Конвенции о правах ребенка, которая «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей».

По мнению Т. Пушкаревой, тяжелой по своим социально-психиатрическим последствиям является проблема эмоционального пренебрежения, жестокости и насилия в семье, вовлечения в асоциальное поведение. У детей из дисфункциональных семей искажены условия социализации. Пребывание в острых и хронических стрессовых ситуациях приводит к развитию стойких психосоматических, поведенческих и эмоциональных расстройств у более чем ⅓ детей. Проблематично нормальное развитие и в материально обеспеченных семьях, где дети проводят больше времени с нянями и гувернантками, чем со своими родителями: нарушается система привязанности, возникает эмоциональная депривация. В 70–75% случаев у детей, брошенных родителями, в последующем отмечают проявления нервно-психической патологии, в частности:

  • задержку психического развития;
  • психосоматические расстройства;
  • депривационное развитие личности с интеллектуальной недостаточностью;
  • стойкие эмоциональные нарушения с отсутствием эмпатии;
  • эмоциональную обедненность;
  • асоциальные тенденции.

Необходимо оперативное и действенное оказание педиатрами и семейными врачами медико-психологической и социальной помощи младенцам и детям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, терпящих пренебрежение, отвержение, растущих в условиях беспризорности, насилия. В частности, следует:

  • помочь родителям осознать необходимость становиться компетентными в вопросах воспитания ребенка;
  • обучать и поддерживать родителей в том, чтобы научиться слушать ребенка, понимать его переживания и эмоциональные потребности;
  • стремиться разрешать конфликты без угроз и наказаний, доверять ребенку и делиться своими переживаниями, вызванными конфликтом;
  • поддерживать успехи ребенка;
  • исключить непоследовательные требования, нереальные ожидания от ребенка, пустые угрозы и выражение недовольства им.

Всемирная ассоциация ментального здоровья младенцев (World Association for Infant Mental Health — WAIMH) — международная некоммерческая организация, которая имеет более 50 филиалов во всем мире (из них 20 — в странах Европы) и объединяет профессионалов многих специальностей для практического обес­печения интересов и защиты прав младенцев и детей раннего возраста на нормальное развитие и охрану ментального здоровья. Данная организация, объединяющая специалистов в области здравоохранения и образования, направлена на содействие ментальному благополучию младенцев, накопление и распространение научных знаний и практических методик с учетом культурных и региональных различий.

Области деятельности WAIMH:

  • фасилитация нормального психосоциального развития младенцев и эмоцио­нального благополучия их семей;
  • раннее выявление и коррекция отклонений в ментальном развитии и системе отношений мать — дитя — семья;
  • профилактические и терапевтические вмешательства с целью превенции и коррекции нарушений;
  • психопатология младенческого и раннего детского возраста;
  • специализированное обучение и просвещение родителей и всех, кто связан с уходом за младенцами и воспитанием детей раннего возраста;
  • профессиональное образование и обмен знаниями на международном уровне;
  • изучение транскультурных влияний на развитие детей раннего возраста;
  • изучение биологических, психологических и социальных факторов, влияющих на психосоциальное развитие младенцев и детей раннего возраста;
  • социальные и политические подходы к ментальному здоровью младенцев.

Также WAIMH активно участвует в:

  • научных исследованиях и распространении знаний о психосоциальном развитии и психических нарушениях у детей в возрасте от зачатия до 3 лет;
  • профилактических и лечебных психотерапевтических мероприятиях;
  • международном сотрудничестве профессионалов в области обеспечения оптимального развития младенцев, а также профилактики и лечения эмоциональных, поведенческих и психосоматических расстройств в младенческом и раннем детском возрасте;
  • программах обучения специалистов в области охраны ментального здоровья младенцев и детей раннего возраста.

Пути достижения этих целей:

  • организация конгрессов, конференций, семинаров и региональных встреч;
  • ежеквартальная публикация информационного листа Signal, который является органом коммуникации для всех специалистов в области ментального здоровья младенцев;
  • спонсорская поддержка журнала «Infant mental health»;
  • содержание информационного сайта;
  • сотрудничество с другими общественными и государственными организациями и учреждениями;
  • создание рабочих комитетов, групп и научных сообществ;
  • реализация специальных научных и социально направленных практических проектов.

Специалисты-члены WAIMH — педиатры, неонатологи, детские неврологи, психиатры, клинические и перинатальные психологи, психотерапевты и психоаналитики — осуществляют заботу о здоровье беременных, мониторинг качества взаимодействия матерей с младенцами и детьми раннего возраста, раннее выявление и коррекцию нарушений формирования привязанности матери к плоду и младенца к матери, когнитивного и эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста.

Анатолий Чуприков, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской психологии и психокоррекции Института социальных наук и самоуправления Г.А. Алиева Межрегиональной академии управления персоналом (Киев), отметил, что в детской психиатрии возможно применение метода игровой кинезитерапии, в подтверждение чему продемонстрировал видеофильм — практическое наглядное пособие о том, что следует делать в случае, если ребенок отказывается идти на контакт.

Ирина Пасечник, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей практики — семейной медицины Харьковского Национального медицинского университета, рассказала о перинатальных аспектах ментального здоровья новорожденных, отметив, что именно в перинатальный период формируется дальнейшее здоровье человека.

На сегодняшний день отношение к плоду изменилось, теперь его называют младенцем в матке. Информация, полученная еще не родившимся ребенком, фиксируется в его памяти и в сочетании с базовой, генетической информацией обусловливает психологические и соматические особенности человека. Пренатальное воздействие стрессовых факторов объясняется повышенной чувствительностью развивающихся участков головного мозга к внешним воздействиям в этот период.

И. Пасечник уверена, что ментальное здоровье новорожденного необходимо рассматривать в контексте ментального здоровья его матери, поскольку позитивные биологические (генетические) предрасположенности реализуют себя при благоприятном средовом — социальном, психологическом, семейном — воздействии. В организме женщины происходят физиологические и психологические изменения, позволяющие осуществлять функцию материнства. Эмоционально здоровая женщина способна противостоять стрессу, выполнять свои обязанности и формировать адекватную материнскую привязанность, то есть первично специфическую систему для поддержания взаимодействия мать — дитя. Определяют материнскую привязанность такие факторы, как мотивы рождения ребенка, интрацептивный сенсорный опыт, безопасная для развития ребенка среда и постнатальные взаимоотношения.

Огромную роль играет компетентность, интеллектуально и личностно обусловленная способность матери к осознанным действиям в интересах здоровья ребенка с целью создания для него без­опасной среды. Правильное организованное с момента рождения общение с ребенком определяет его физическое и ментальное развитие, программирует характер поведения в будущем.

С целью изучения уровня информированности молодежи о вопросах ответственного родительства проведено анонимное анкетирование 110 женщин в возрасте 18–20 лет. Согласно полученным результатам, около 28% девушек считали необходимым получение научной информации о планировании и течении беременности, родов, особенностях развития детей, формировании материнской привязанности. Все респонденты считали необходимым пренатальное наблюдение в женской консультации или у «своего врача» (71 и 29% соответственно). Считали допустимым употребление пива в период беременности 6,4%, выкуривание 2–3 сигарет в день — 2,7%. Никто из респондентов не указал четких «симптомов опасности» у беременной, требующих немедленного обращения к врачу. 25% будущих мам считали достаточным придерживаться советов близких по уходу и питанию ребенка. Считали возможным в условиях родильного дома отдавать ребенка на ночь в отделение, чтобы отдохнуть — 34,5%, считали, что ребенка должны приносить только для кормления — 9%. Считали возможным кормить детей грудного возраста разбавленным коровьим молоком при необходимости искусственного вскармливания 11,5% потенциальных матерей. Правильно указали физические, психомоторные, эмоциональные особенности новорожденного 18% респонденток. Возможные причины плача ребенка грудного возраста всеми респондентами указаны правильно. Эмоциональный, зрительный, звуковой, тактильный контакт с матерью, свободный режим воспитания считали необходимым 38% будущих матерей. Считали необходимым приучать ребенка к режиму с момента рождения, реже брать на руки, не реагировать на крик 62% будущих матерей. Важность развития у ребенка физических навыков отметили 45,5%, эмоциональных реакций — 33%, особенностей характера — 17%, послушания — 4,5% респонденток.

В результате сделан вывод, что никакие современные перинатальные технологии, высокий уровень медицинской помощи не смогут решить проблемы здоровья детей без ответственного отношения родителей к своим обязанностям.

Татьяна Харченко,
фото автора