20 серпня 2012 о 10:47

Антибактериальные средства личной гигиены способны угнетать сердечную деятельностьТриклозан — химическое соединение с антибактериальными свойствами, которое в качестве антибактериального компонента часто входит в состав мыла, дезодорантов, жидкости для полоскания рта, зубных паст и многих других средств для личной гигиены — изменяет активность рианодиновых рецепторов 1-го типа и на клеточном уровне снижает силу мышечных сокращений. К такому выводу в ходе недавнего исследования, результаты которого опубликованы онлайн в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences», пришли ученые из Университета Калифорнии (University of California) и Университета Колорадо (University of Colorado), США.

Триклозан, изначально разработанный для профилактики больничных инфекций, сегодня широко применяют в косметической промышленности. Установлено, что обоснованным является его добавление только в некоторые зубные пасты для профилактики гингивита, присутствие же в других средствах личной гигиены не делает последние более полезными или безопасными для здоровья. Более того, некоторые эксперты обеспокоены проб­лемой появления устойчивых штаммов бактерий при чрезмерном использовании антибактериальной продукции. Только в США ежегодно производится более 454 т данного соединения, его следы выявляют в водах мирового океана, морских организмах и во всех биологических жидкостях человека.

В указанном исследовании ученые провели ряд экспериментов для оценки влияния триклозана на мышечную деятельность с использованием доз соединения, с которыми люди сталкиваются ежедневно. В эксперименте in vitro установлено, что триклозан нарушает сократительную способность изолированных мышечных волокон путем воздействия на ионные биологические каналы, которые контролируют поток ионов кальция, необходимого для мышечного сокращения. Точный механизм данного явления остается неясным, поскольку до недавнего времени считалось, что триклозан не связывается с белками крови, а значит, является полностью биологически неактивным. В эксперименте на лабораторных животных группа исследователей пришла к выводу, что триклозан ухудшает сократимость как скелетных мышц, так и мышцы сердца. Он значительно снижает мышечную силу и является мощным депрессантом сердечной деятельности.

Ученые отмечают, что в настоящее время нельзя полностью экстраполировать результаты данного исследования на человеческую популяцию, однако, можно предположить, что триклозан способен отрицательно влиять на сердечную деятельность, особенно у лиц с наличием заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Cherednichenko G., Zhang R., Bannister R.A. et al. (2012) Triclosan impairs excitation-contraction coupling and Ca2+ dynamics in striated muscle. Proc. Natl. Acad. Sci. USA, Aug. 13 [Epub ahead of print].

University of California — Davis (2012) Chemical widely used in antibacterial hand soaps may impair muscle function. ScienceDaily, August 13 (www.sciencedaily.com /releases/2012/08/120813155515.htm).